РазГовор о букве «Г» |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
РазГовор о букве «Г» |
24.10.2013, 21:00
Сообщение
#1
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 133 Регистрация: 26.11.2009 Из: Брянск Пользователь №: 510 |
Интересна эта мне тема, :-) вот как Вы относитесь к брянскому Говору стоит им Гордится или наоборот стыдится?
Сообщение отредактировал Shan - 24.10.2013, 21:01 -------------------- Heinz Dorsch
9.(Jäg.)/J.R. 17 |
|
|
10.6.2015, 21:39
Сообщение
#2
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 161 Регистрация: 6.11.2012 Пользователь №: 10032 |
Есть такое понятие детский фольклор. Это всякие сказки, страшилки - сюжеты не меняются в зависимости от местности, передаются только устной речью из "поколения в поколение" детьми при общении. Разница только в деталях специфичная данной местности, понятие неустойчивое, при пересказах изменяется. По нему редко что можно определить.
Если взять любое поселение Брянской области, особенно в сельской местности, можно конечно по стилю постройки избы, попытаться догадаться из какой местности прибыли поселенцы, но возможно это просто наиболее удобная постройка для жилья присущая именно данной местности. «Стародуб не похож нисколько на малороссийские города: везде деревянная постройка, довольно, некрасивая, но есть древние и прекрасной архитектуры церкви. Пообедав в каком-то скверном трактире, содержимом, разумеется, ярославцем из-под Рыбинска, я взял почтовых и поехал далее. В Новгород-Северске я был уже ночью, но мог однако же разглядеть всю красоту его положения на необычайно крутом правом берегу Десны. Видны следы древнего вала. Да, он мог быть хорошо укрепленным городом в старину. Невдалеке от него переправился я через Десну, и тут уже повеяло снова Малороссией. Проезжая через местечко Вормеж, упоминаемое в романе Кулиша ("Чернышенко"), очень красивое, богатое и торговое, и, наконец, прибыл благополучно в Кролевец, городок довольно дрянной, но с физиономией малороссийской, т.е. весь белый: хотя дома все деревянные (по дешевизне леса), но все они выбелены.» (И.С. Аксаков) Распространение ареалов различных банно-гигиенических традиций на Брянщине довольно закономерно и соответствует истории этих земель. В южных районах Брянской области (Комаричском, Погарском и отчасти Стародубском) еще в первой половине XX в. существовала смешанная украинско-белорусская традиция. Здесь чаще всего мылись в избе (хате), в неглубоком и небольшом долбленом корыте, или, что еще реже, как на Украине, в деревянной кадке (лохань). Традиция Центральной России — мытье (парение) в печи здесь не встречалась, но практиковалось прогревание в печах без последующего окатывания водой. На севере и в центре Брянской земли преобладала банная традиция, что и понятно, так как баня в эти края распространялась с переселенцами из Смоленских земель или по крайней мере, благодаря культурным влияниям из тех областей. Центрально-русская традиция парения в печах проникла в восточные районы Брянской области (Навлинский, Брянский и Выгоничский — по имеющимся пока неполным данным), но не образовала здесь сплошного ареала, а встречалась локально (мелкими очагами). Примечательно, что именно восточная окраина Брянской земли наиболее рано вошла в состав Московского государства. Граница же сплошного ареала традиции парения в печи примерно совпадает с более ранней границей Московского государства XV-XVI вв. Можно констатировать почти полное отсутствие на Брянской земле, в отличие от Русского Севера, фольклора, связанного с баней. Среди местных традиций Брянщины можно отметить некоторые различия и разнобой в днях посещения или не посещения бани. Так, в Комаричском районе (с. Война) считали, что в баню нельзя ходить в пятницу и среду, объясняя, тем что "в пятницу Иисус Христос родился, а в среду постный день". В Погарском районе (д. Борщево) не мылись по пятницам и понедельникам, а также по воскресениям и праздничным дням. В северных же районах (Унечский, Суражский, Почепский) в бане, как правило, мылись только по субботам и накануне перед праздниками, а в другие дни, кроме ночи на Чистый четверг, бани вообще не топили. Впрочем, в некоторых селениях баню топили все дни недели кроме воскресенья и праздничных дней. Последнее связано с очень ограниченным числом бань и, чтобы всем помыться, каждая семья топила баню по очереди в разные дни. Преобладание в Брянской области украинского по этому типу исследования не заметно. В разговорную речь в любом поселении, в котором присутствуют различные национальности, будет включен своеобразный говор с включением в язык различных словечек других языков, не только живущих в этом поселении, но живущих других селениях по соседству. С введением крепостничества на Стародубщине Екатериной Второй говор поселений станет более постоянным для поместий одного хозяина из-за перемещений только внутри деревень одного помещика. Если взять за основу гипотезу о звуке Г присущем только украинскому населению, то это будет ошибочно. Так как ее распространение в Орловской губернии в Брянске, постоянно разоряемом и с постоянным притоком новых людей не возможно этим же объяснить. Есть теория об арийцах, что по содержанию в языке арийских слов можно вычислить ближайшего соседа арийцев, в языке у него должно быть большее количество арийских слов, чем у других соседей. В Брянской области, скорее всего это "Г" более присуще постоянным жителям самой местности, чем ее объяснение по национальному языку, тогда именно эти жители и задают тон в говоре, а не пришлые. Если вспомнить историю присоединение 4 уездов к Черниговской губернии после Октябрьской революции, то эти уезды не были приглашены из-за абсолютного преобладания русского населения в этих уездах. Самое странное все уезды ждали со своими решениями к кому присоединиться, пока не определяться Клинцы с наименьшим процентом украинцев среди всех поселений, об этом можно прочесть в Черниговском архиве. Чуть выше в топике выдержка из писем родных Аксакова про Клинцы, странно никто не обратил внимание на сказанное автором - чистый московский говор, как будто вокруг Клинцов или нет поселений вообще, или соседи тоже говорят на чистом московском говоре, по словам автора, или как вариант все жители ведут затворническую жизнь только в своем поселении. На самом деле такое возможно при постоянном притоке носителей этого московского говора, или при постоянном транзите этих носителей говора, второе предпочтительнее. Сейчас из-за переселений из сельской местности в Клинцах всегда можно услышать и гоготание, этому еще и способствует местное брянское телевидение. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 10.6.2024, 4:44 |