Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: РазГовор о букве «Г»
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Краеведение > Краеведение сегодня
Shan
Интересна эта мне тема, :-) вот как Вы относитесь к брянскому Говору стоит им Гордится или наоборот стыдится?
SolAV
Стыдиться как и гордиться особо не чем. А где то Акают, где то Окают, где то Шепелявят. Так что всё обычно.
kusnez
Радует слух говор деревенских жителей, причем говор этот совершенно разный в разных концах области, очень приятно с селянами общаться в лесу, в поле, в бане, на рыбалке и в любой другой непринужденной обстановке.
Но когда таким говором разговаривает с трибуны или в телевизор депутат областной думы или сотрудник администрации области, то возникает желание дать ему поджопник.
Sucher32
Это наше "гЭ" надо понять и простить!
SolAV
Мне оно милое и приятное, потому как моё.
"Лёш, на Ганках каГанец стояв - приняси"
Borodec
Вот тут я полностью согласен!Есть литературные общепринятые нормы,поэтому Г фрикативное (именно так называется оно по-науке) должно звучать только в разговорной речи.Кстати,очень необычно говорят в с. Новый Ропск Климовского района.Там у них вообще свой язык есть,вроде и русский,а слова имеют совершенно неожиданные значения.Сначала ржал,а потом очень интересно стало.Оказывается,там делали валенки и чтобы не выдавать профсекреты,придумали условный язык.
radimich
Цитата(Borodec @ 25.10.2013, 0:28) *
.Сначала ржал,а потом очень интересно стало.Оказывается,там делали валенки и чтобы не выдавать профсекреты,придумали условный язык.


шаповальский называеться помоему... smile.gif
Borodec
Цитата(radimich @ 24.10.2013, 23:46) *
шаповальский называеться помоему... smile.gif


Именно так!Приходилось слышать?Мне больше всего понравилось слово "манура".Это...топор!!!
igor1978
Цитата(kusnez @ 24.10.2013, 23:00) *
Радует слух говор деревенских жителей, причем говор этот совершенно разный в разных концах области, очень приятно с селянами общаться в лесу, в поле, в бане, на рыбалке и в любой другой непринужденной обстановке.
Но когда таким говором разговаривает с трибуны или в телевизор депутат областной думы или сотрудник администрации области, то возникает желание дать ему поджопник.

У нас и губернатор так же Говорит, сразу видно деревенский парень. А вообже, когда я служил, брянских безошибочно определяли благодаря этой самой букве "Г".
- Ребят, а вы не из Брянска? А как вы догадались? smile.gif
MaxVolk
Цитата(SolAV @ 25.10.2013, 0:28) *
Мне оно милое и приятное, потому как моё.
"Лёш, на Ганках каГанец стояв - приняси"


Поддерживаю Леша. Это наша особенность, так говорили наши дедушки и бабушки, отцы и матери. Стыдиться своего говора, всё равно, что стыдиться своего рода - племени. У донцов есть гутор, у кубанцев - балачка, волжане - окают, москвичи - акают, и если всем пендели раздавать - вся страна только этим бы и занималась бы.

Як мой диду казав, побачь внучок на дурного чоловика, и сам як вон не робы.
kusnez
За 5 лет очного обучение в ВУЗ-е от этих говоров за редким исключением не остается и следа, если человек так разговаривает то он не образован и ему во власти делать нечего. Если так разговаривает мама, папа, дедушка или бабушка всю жизнь работавшие и проживающие в деревне ничего плохого в этом нет. Я Макс, своего говора не стыжусь, и по отцу и по матери все деды и бабушки разговаривали на чистом русском.
У меня есть давний друг, родился он в глубокой провинции, далекой небольшой деревушке Климовского района, я там часто был, языки общения в каждой деревне свои, красивые и малопонятные несведущему человеку, но уже на первом курсе института он разговаривал абсолютно по русски, второй товарищ сейчас в Кокино преподает, родился в глубинке Злынковского района, тоже приехал оттуда с отличным русским языком и золотой школьной медалью, надо у них спросить, может какие таблетки пили?

К деду и бабушке жены ездил с радостью http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=37 часто просто заслушивался их речью, не украинской и не русской, а своей, они на власть никогда не претендовали.
Blackwood
По-моему, тут всё очень индивидуально. Мой родной дядька вырос в суражской деревне Новый Дроков. Потом его призвали во флот. И после он ещё лет 10 служил в торговом - походил по морям, повидал почти весь мир. Затем осел в Петербурге и живёт там уже около 30 лет. Так вот, после всего этого, как был у него неповторимый суражский говорок - так и остался. Также и губернатор наш с колхозным акцентом.
Сам никогда не питал неприязни к говору через "гЭ". Другое дело, что парой с этим "гЭ" почти всегда неразрывно следует и словесная косность, которая уже напрягает.
MaxVolk
Цитата(kusnez @ 25.10.2013, 13:37) *
За 5 лет очного обучение в ВУЗ-е от этих говоров за редким исключением не остается и следа


Не надо песен. У меня все друзья с западных районов, как говорили со своим южно-русским или белорусским акцентом, так и говорят - каждую встречу выпускников слышу. Да и всё руководство районов, говорит с местным акцентом. А в Татарстане, я общался с товарищем федерального уровня, родом с Кубани, ты бы его послушал - щирый козак Запорожский и гордится этим.

Цитата(kusnez @ 25.10.2013, 13:37) *
Я Макс, своего говора не стыжусь, и по отцу и по матери все деды и бабушки разговаривали на чистом русском.


Так естественно. Ты же карачевский? То есть с москальщины - московии. А за Десной - малороссия или по картам 17-в Черкассия, там и говор - суржик из русского, украинского и белорусского языков.
kusnez
Спасибо, все в принципе понятно, да - разные мы, моя история лет 700 а то и больше раньше началась, не с казаков и не с малороссии, а что про казаков, так я совсем ничего о них не знаю и знать пока не интересно. Удачи и привет всем друзьям из регионов и казакам, хай усе гутарють как им удобно.
Ветеран
Цитата(SolAV @ 24.10.2013, 23:43) *
Стыдиться как и гордиться особо не чем. А где то Акают, где то Окают, где то Шепелявят. Так что всё обычно.

А еще где-то Грассируют :)
SolAV
Цитата(Ветеран @ 25.10.2013, 17:06) *
А еще где-то Грассируют :)

А это как???
arhan
Цитата(SolAV @ 7.11.2013, 11:58) *
А это как???

Фганцузы.
PSV
Древняя Северия - не Малороссия. В Северии жители почти все носят бороды; в северных уездах находятся знаменитые раскольнические слободы или посады, населенные выходцами из России: народ промышленный, бодрый и деятельный.
В одном посаде Клинцах 22 суконные фабрики, знаменитейшие в России. Вообще эти посады очень богаты и являют резкое преимущество великорусского племени над малороссийским и белорусским, разумеется, в некоторых отношениях. Эти же самые слобожане не отличаются большою честностью в торговле.

Крестьяне в этой суровой стороне очень бедны и похожи на белорусцев, носят такие же шапки, бороды и рубашки большею частью сверх шаровар. Язык их ближе к русскому, чем малороссийский, хотя попадаются цельные чистые полонизмы. В Стародубском уезде заметил я произношение "иость" вместо "есть". Слышал я также, как в шутку крестьяне называют друг друга литовцами, Литвою. Женщины ходят так же, как в Малороссии, только цвет их исподниц и плахт большею частию тёмнокрасный и есть какая-то разница в очипках. А в Стародубе просто носят нитяные высокие колпаки, которые обматывают очень искусно и красиво платком. Вообще же народ хуже сложен и меньше ростом, чем в Малороссии.
Зато как в этой бедной стороне резко отличается великороссийское раскольничье народонаселение, бодрое, богатое, промышленное: все народ рослый и крупный, но несколько угрюмый и суровый на вид. Всякий мужчина смотрит Николай-чудотворцем суздальского иконного письма или "Христом-ярое око", известной иконой московского Успенского собора! С последним неприятно было бы встретиться ночью в лесу.
Но зато нигде дороднее, сытнее, откормленнее женщин я не видал, все белые и дебелые, настоящий тип русской красоты, и в самом деле они были бы очень красивы, если б не были так тучны. Ходят они по-русски, в московских сарафанах, называемых здесь азиатками и подвязываемых еще выше, почти под мышками, отчего кажутся еще толще, потому что талии уже вовсе не видно; сверх этого надевают еще фартук, называемый завескою, да иногда безрукавку, шубейку со сборками, уже кончающимися у талии и начинающимися от спинки у самых лопаток. Все это довольно безобразно, но когда богато, так нарядно. Иные азиатки бывают из цельного бархата.
Говорят они все чистейшим московским наречием, вставляя только иногда "нехай" вместо "пусть" и другие местные выражения.


Письма к родным. Аксаков Иван Сергеевич.
PSV
Цитата(MaxVolk @ 25.10.2013, 14:20) *
Не надо песен. У меня все друзья с западных районов, как говорили со своим южно-русским или белорусским акцентом, так и говорят - каждую встречу выпускников слышу. Да и всё руководство районов, говорит с местным акцентом. А в Татарстане, я общался с товарищем федерального уровня, родом с Кубани, ты бы его послушал - щирый козак Запорожский и гордится этим.


Путаница казаков, Родоначальниками русского казачества на Дону и Кубани являются казаки-некрасовцы, Запорожцы на Кубани и не были, после поражения основали Сечь на Дунае, Есть еще и разница в религии, говорить Запорожец с Кубани..,. Не знаю. Это как примерно как повтор клоунами похода на Париж, не знают Где полковая церковь у предков есть, что в Париже была, хоругвии ведь из неё. Любой полк без знамени своего - стыд и позор, Платов наверно перевернулся в могиле.
Bobby
-Мам,мине яблоки нужны,я заберу с собой.
-Дык,иди бяри, тама пуканых полно!
-Мам,зачем мине пуканые,они долго не лежать.(из услышанного).

-Хватить вам пули гадить.(это к тому,что мы стреляли возле дома много).
MaxVolk
Цитата(PSV @ 8.6.2015, 14:55) *
Путаница казаков, Родоначальниками русского казачества на Дону и Кубани являются казаки-некрасовцы, Запорожцы на Кубани и не были, после поражения основали Сечь на Дунае, Есть еще и разница в религии, говорить Запорожец с Кубани..,. Не знаю. Это как примерно как повтор клоунами похода на Париж, не знают Где полковая церковь у предков есть, что в Париже была, хоругвии ведь из неё. Любой полк без знамени своего - стыд и позор, Платов наверно перевернулся в могиле.


Это что за бред?
PSV
Цитата(MaxVolk @ 10.6.2015, 14:45) *
Это что за бред?

Учим матчасть, Платов оставил свою походную полковую церковь после похода на Париж, современные казаки об этом очень известном факте оказались не в курсе, как и не в курсе еще некоторых вещей, посещая все связанные с подходом места, делали ошибки. Не посетить алтарь церкви побывавшей именно в Париже и именно бывшей всегда в этом походе могли только люди, не имеющие отношение к Платову. Ничего личного.
Объясни в чем бред тебе показался?
Если насчет запорожцев и. Дона, в основном стычки между ними имели религиозную основу.
Просто замечу жители Клинцов имели отношение и к казакам-некрасовцах и к атаману Платову.
MaxVolk
Цитата(PSV @ 10.6.2015, 18:17) *
Объясни в чем бред тебе показался?


Во всем. Причем этот бред не имеет никакого отношения:
- к данной теме;
- к логике написанного;
- к стилистике и грамматике русского языка;
- к такой науке, как История.
PSV
Есть такое понятие детский фольклор. Это всякие сказки, страшилки - сюжеты не меняются в зависимости от местности, передаются только устной речью из "поколения в поколение" детьми при общении. Разница только в деталях специфичная данной местности, понятие неустойчивое, при пересказах изменяется. По нему редко что можно определить.
Если взять любое поселение Брянской области, особенно в сельской местности, можно конечно по стилю постройки избы, попытаться догадаться из какой местности прибыли поселенцы, но возможно это просто наиболее удобная постройка для жилья присущая именно данной местности. «Стародуб не похож нисколько на малороссийские города: везде деревянная постройка, довольно, некрасивая, но есть древние и прекрасной архитектуры церкви. Пообедав в каком-то скверном трактире, содержимом, разумеется, ярославцем из-под Рыбинска, я взял почтовых и поехал далее. В Новгород-Северске я был уже ночью, но мог однако же разглядеть всю красоту его положения на необычайно крутом правом берегу Десны. Видны следы древнего вала. Да, он мог быть хорошо укрепленным городом в старину. Невдалеке от него переправился я через Десну, и тут уже повеяло снова Малороссией. Проезжая через местечко Вормеж, упоминаемое в романе Кулиша ("Чернышенко"), очень красивое, богатое и торговое, и, наконец, прибыл благополучно в Кролевец, городок довольно дрянной, но с физиономией малороссийской, т.е. весь белый: хотя дома все деревянные (по дешевизне леса), но все они выбелены.» (И.С. Аксаков)
Распространение ареалов различных банно-гигиенических традиций на Брянщине довольно закономерно и соответствует истории этих земель. В южных районах Брянской области (Комаричском, Погарском и отчасти Стародубском) еще в первой половине XX в. существовала смешанная украинско-белорусская традиция. Здесь чаще всего мылись в избе (хате), в неглубоком и небольшом долбленом корыте, или, что еще реже, как на Украине, в деревянной кадке (лохань). Традиция Центральной России — мытье (парение) в печи здесь не встречалась, но практиковалось прогревание в печах без последующего окатывания водой. На севере и в центре Брянской земли преобладала банная традиция, что и понятно, так как баня в эти края распространялась с переселенцами из Смоленских земель или по крайней мере, благодаря культурным влияниям из тех областей. Центрально-русская традиция парения в печах проникла в восточные районы Брянской области (Навлинский, Брянский и Выгоничский — по имеющимся пока неполным данным), но не образовала здесь сплошного ареала, а встречалась локально (мелкими очагами). Примечательно, что именно восточная окраина Брянской земли наиболее рано вошла в состав Московского государства. Граница же сплошного ареала традиции парения в печи примерно совпадает с более ранней границей Московского государства XV-XVI вв. Можно констатировать почти полное отсутствие на Брянской земле, в отличие от Русского Севера, фольклора, связанного с баней. Среди местных традиций Брянщины можно отметить некоторые различия и разнобой в днях посещения или не посещения бани. Так, в Комаричском районе (с. Война) считали, что в баню нельзя ходить в пятницу и среду, объясняя, тем что "в пятницу Иисус Христос родился, а в среду постный день". В Погарском районе (д. Борщево) не мылись по пятницам и понедельникам, а также по воскресениям и праздничным дням. В северных же районах (Унечский, Суражский, Почепский) в бане, как правило, мылись только по субботам и накануне перед праздниками, а в другие дни, кроме ночи на Чистый четверг, бани вообще не топили. Впрочем, в некоторых селениях баню топили все дни недели кроме воскресенья и праздничных дней. Последнее связано с очень ограниченным числом бань и, чтобы всем помыться, каждая семья топила баню по очереди в разные дни.
Преобладание в Брянской области украинского по этому типу исследования не заметно.
В разговорную речь в любом поселении, в котором присутствуют различные национальности, будет включен своеобразный говор с включением в язык различных словечек других языков, не только живущих в этом поселении, но живущих других селениях по соседству. С введением крепостничества на Стародубщине Екатериной Второй говор поселений станет более постоянным для поместий одного хозяина из-за перемещений только внутри деревень одного помещика. Если взять за основу гипотезу о звуке Г присущем только украинскому населению, то это будет ошибочно. Так как ее распространение в Орловской губернии в Брянске, постоянно разоряемом и с постоянным притоком новых людей не возможно этим же объяснить. Есть теория об арийцах, что по содержанию в языке арийских слов можно вычислить ближайшего соседа арийцев, в языке у него должно быть большее количество арийских слов, чем у других соседей.
В Брянской области, скорее всего это "Г" более присуще постоянным жителям самой местности, чем ее объяснение по национальному языку, тогда именно эти жители и задают тон в говоре, а не пришлые.
Если вспомнить историю присоединение 4 уездов к Черниговской губернии после Октябрьской революции, то эти уезды не были приглашены из-за абсолютного преобладания русского населения в этих уездах. Самое странное все уезды ждали со своими решениями к кому присоединиться, пока не определяться Клинцы с наименьшим процентом украинцев среди всех поселений, об этом можно прочесть в Черниговском архиве.
Чуть выше в топике выдержка из писем родных Аксакова про Клинцы, странно никто не обратил внимание на сказанное автором - чистый московский говор, как будто вокруг Клинцов или нет поселений вообще, или соседи тоже говорят на чистом московском говоре, по словам автора, или как вариант все жители ведут затворническую жизнь только в своем поселении.
На самом деле такое возможно при постоянном притоке носителей этого московского говора, или при постоянном транзите этих носителей говора, второе предпочтительнее.
Сейчас из-за переселений из сельской местности в Клинцах всегда можно услышать и гоготание, этому еще и способствует местное брянское телевидение.
MaxVolk
А этот бред откуда?
PSV
Цитата(MaxVolk @ 11.6.2015, 0:02) *
А этот бред откуда?

Иногда предположение о своем умении диагностировать бред не говорит о способности диагностировать на расстоянии, а написание слово "история" с заглавной буквы, иногда скрывает пробелы в знании стории своей родной области
У Вас проблема с запасом фраз? Если Вы считаете за исторический факт употребление "Г" в разговоре запорожского казака с Кубани с федеральным уровнем, то Вы очень ошибаетесь. Это может совсем не относится к употреблению в Брянской области. А вот упоминание в сказках стародубского казачества отметки убыл в 1802 году, в истории убытие со всей семьей стародубского казака на ... Кубань. И вот как вариант, Ваш запорожец именно с этого имеет в своей речи "Г" - более правдоподобный факт.
Без обид, но Ваши реплики в мой адрес не по теме, для этого есть личка.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.