Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Жетоны Брянского края
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Краеведение > Вещественные источники > Фалеристика - награды, знаки, жетоны
Страницы: 1, 2, 3, 4
Vovkomper
Предлагаю размещать здесь жетоны, касающиеся истории нашего края. Кому не жалко, выставляйте фото из своих коллекций.
Начну тему вот таким экземпляром:

Ветеран
Не из моей коллекции, но нашел где-то в Инете. Было указано, что "Брянский арсенал".
Ветеран
А за этот "Фабрика-кухня" торговался год назад, но он мне не достался.
Vovkomper
Один из относительно часто встречающихся у нас жетонов Брянского Завода:

Брянский завод основан в 1873 году у впадения реки Болвы в реку Десну. Брянский завод послужил основанию города Бежица (ныне Бежицкий район г.Брянска). Завод до войны выпускал не только рельсы и паровозы, но и оборонную продукцию, в т.ч. броню для броненосца "Потемкин".

Ветеран
Нашел интересную ссылку по истории табельных жетонов: http://habrahabr.ru/post/177987/
В другом месте процедура учета с использованием жетонов описана немного по-другому, но принцип тот же:
"Табельная марка- это своего рода пропуск для прохода на предприятие, а также жетон, при помощи которого учетчик фиксировал рабочие дни его обладателя. Вот небольшая выдержка из правил внутреннего распорядка завода того времени:
«ПРОХОД НА ЗАВОД И ВЫХОД ИЗ ЗАВОДА
6) Рабочие проходят в завод для работы через назначенные для сего ворота, предъявляя входные номера и пропуски..
Входные номера овальной формы опускаются в кружки при входе в мастерскую и вешаются на особые доски, запирающиеся на замок.
За две минуты до общего заводского сигнала к окончанию работы доски отпираются, рабочие в присутствии цеховых отметчиков, снимают свои номера и могут уходить из мастерской"
.
В приведенной цитате описывается порядок на тульском заводе. Полагаю, что на брянских заводах использовался аналогичный порядок.
Ветеран
Вот еще фото по жетонам (или маркам) :
Ветеран
Еще фото. Только это предыдущая страница. Неправильно расположил:
Vovkomper
Вот пришел ко мне такой жетон.
Гос. з-д Красн. Профинтерн № 26324.
Найден был целым, но скрученным. К сожалению находчик не знал, что лучше не разгибать.
fortuna
Цитата(Vovkomper @ 20.11.2013, 22:14) *
Вот пришел ко мне такой жетон.
Гос. з-д Красн. Профинтерн № 26324.

У Кр. Профинтерна есть разновиды. Был овальный и треугольный как у вас, но выполненный в алюминии.



Аллюминиевый
Ветеран
Цитата(fortuna @ 21.11.2013, 14:26) *
У Кр. Профинтерна есть разновиды. Был овальный и треугольный как у вас, но выполненный в алюминии.

До последних сообщений и не знал, что жетоны были и треугольной формы. А покопался в интернете и тоже нашел: Фокинский цементный завод. Имя Воровского было присвоено в 1925 году. Кстати, на этом заводе в свое время работал будущий дважды Герой Советского Союза Головачев: http://www.kray32.ru/dyatkovskiy001_03.html
fortuna
Цитата(Ветеран @ 26.11.2013, 13:43) *
До последних сообщений и не знал, что жетоны были и треугольной формы. А покопался в интернете и тоже нашел: Фокинский цементный завод. Имя Воровского было присвоено в 1925 году. Кстати, на этом заводе в свое время работал будущий дважды Герой Советского Союза Головачев: http://www.kray32.ru/dyatkovskiy001_03.html

У этого завода наверно и царские жетоны должны быть. Заложен в 1899, заработал с 1900. Ой выше жетон другого завода, перепутал с Фокинским )))
Ветеран
Цитата(fortuna @ 26.11.2013, 19:31) *
У этого завода наверно и царские жетоны должны быть. Заложен в 1899, заработал с 1900. Ой выше жетон другого завода, перепутал с Фокинским )))

Этот?
Историческая справка
В декабре 1918 г. был национализирован и переименован в Государственный Мальцовский цементный завод ВСНХ РСФСР. В годы гражданской войны его деятельность была приостановлена.
Вновь заработал в 1923 г., именовался Цементный завод треста «Государственные Мальцовские заводы».

В 1925 г. ему присвоено имя Воровского.
В апреле 1932 г. на предприятии проходила Первая Всесоюзная техническая конференция цементников.
К начале 40-х гг. ХХ в. завод расширился до крупного производственного комбината, в состав которого вошли 4 предприятия по добыче сырьевых материалов и выпуску портландского, пуццоланового и кислотоупорного цемента.
В годы Великой Отечественной войны завод эвакуирован в г. Вольск Саратовской области, здания предприятия были полностью разрушены.
В 1944 г. началось восстановление завода, которое завершилось к 1947 г., одновременно завод расширялся.

http://archive-bryansk.ru/af/index.php?act=fund&fund=439
swed2
Вот здесь интересный жетон выложили,наших краев
http://coins.lave.ru/forum/topic555546.html
bauk
И на ревью в продаже Брянский Арсенал

http://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=635403
Vovkomper
Вот пришел ко мне такой жетон.
Б.А. № 28 хоз. част
igor1978
Жетоны из экспозиции Ивотского краеведческого музея.

Ветеран
Как-то выкладывал такой. Но уже ушел от меня. http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=3426
Было высказано мнение, что это "Радицкий завод", прародитель ЗИУ - завода имени Урицкого, ныне "Тролза" - завода, выпускающего в г.Энгельс троллейбусы.
swed2
Аптечнй жетон,правда не старый-90-х годов,но наш,Брянский
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
Nemez
Извозчик легковой-наш Брянский,так сказать-таксёр.
kusnez
Проходили и легковые и ломовые и красивые знаки и жетоны, все что от меня в Брянских коллекциях и остались, уже толком не помню, но вроде тут где-то что-то показывал, да и коллекционеры на форуме, сочтут нужным покажут.
Был какой-то "смотрящий" извозчик и был ломовой станции Брянск....
mexanik
Жетоны Брянского веерного депо с клеймом МКВЖД
mexanik
обратка
kusnez
mexanik
Происхождение у них какое?
mexanik
Цитата(kusnez @ 7.4.2014, 21:37) *
mexanik
Происхождение у них какое?

Нашел в лесу в Карачевском районе,на деревне исчезнувшей в войну.
В данный момент у них уже другой хозяин.
Vovkomper
Цитата(Vovkomper @ 14.11.2013, 21:40) *
Один из относительно часто встречающихся у нас жетонов Брянского Завода...

В продолжение Сообщение #4
Более редкая разновидность личного жетона работника Брянского Завода.
(Российская Империя, т.е. до 1917 г.)
slaventiy
Тоже есть похожий.
Vovkomper
На днях принесли кусочек жетона царского завода. Хоть и понимал, что маловероятно, что будет привязан к нашему краю, но захотелось расшифровать - чей он.


Благодаря помощи товарищей, поиски были ускорены и вот результат.
Это оказался жетон завода "Русский Провидансъ"
Оказывается находку надо повернуть на 180 градусов:


В 1898 году рядом с заводом «Никополь» (так называли в народе металлургический завод Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества) началось строительство еще одного металлургического предприятия - завода «Русский Провиданс», который принадлежал одноименному акционерному обществу - дочерней фирме бельгийского АО «Провиданс». Акционерное общество «Русский Провиданс» в Мариуполе было учреждено в Бельгии согласно акту от 22 ноября 1897 года, «в присутствии месье Брассера, нотариуса города Шарлеруа», которое получило полномочия «действовать в Российской империи декретом императора от 1 мая 1898 года, опубликованном в своде законов и декретов империи 10 июля 1898 года № 89».
Общество развернуло в России широкую деятельность: закладывались железные рудники близ Кривого Рога и в районе Керчи, каменноугольные копи у с. Мушкетово Области Войска Донского. В апреле 1898 г. началось строительство металлургического завода в Мариуполе, и уже в апреле 1899 г. он вступил в строй. Работали две доменные печи, две мартеновские печи, три томасовских конвертера, 126 коксовых батарей, крупносортный и рельсобалочный станы, две вагранки для выплавки литейного чугуна, энергетические и ремонтные цехи. Железную руду для завода из Керчи везли морем, доставляли в Мариупольский порт, оттуда – по железной дороге. Для снижения транспортных расходов на реке Кальмиус владельцы завода соорудили собственную пристань, которую соединили с заводом железнодорожной веткой. Пристань принимала на свои открытые склады керченские руды.
Первым директором-распорядителем нового завода стал инженер Луи Бедюве, получивший на русской почве наименование Людвиг Иосифович. (В 1910 г., согласно адресу-календарю «Весь Мариуполь», директором уже значится М.И.Морель). Завод «Русский Провиданс» был построен для производства чугуна, листового железа, железнодорожных рельсов, балок, швеллеров. В течение 1899 г. на заводе было выплавлено 256076 пудов чугуна. Завод быстро набирал обороты. Но уже в мае того года забастовали рабочие крупносортного цеха, требовавшие повышения зарплаты и установления 8-часового рабочего дня. (Ежемесячная зарплата по заводу: в доменном цехе – мастер - 72 руб., рабочие по выпуску шлака – 30 руб., рабочие по загрузке домны (вверху) – 28,8 руб., рабочие по загрузке домны (внизу) – 24 руб. В мартеновском цехе: мастер – 90 руб., газовщик – 48 руб., другие рабочие – от 24 до 19 руб.).
Техническое оснащение завода «Русский Провиданс» отображало уровень европейской металлургии, который значительно отставал от американского. Использование керченских руд, содержащих фосфор, приводило к производству стали низкого качества. Провидансовские рельсы отличались хладноломкостью. Тем не менее завод на 56 % был загружен правительственными заказами, что, кроме естественной прибыли, давало ему премии по 50 копеек за каждый пуд заказанной российским государством продукции, прежде всего рельсов. Вот почему мировой экономический кризис, начавшийся в 1900 г. и особенно больно ударивший по экономике России, на «Русском Провидансе» отразился слабее: тут только в 1902 г. незначительно сократилось производство, были остановлены одна доменная печь, три прокатных стана и 60 коксовых печей.
Стремясь выстоять в условиях кризиса, многие предприятия, в том числе мариупольские заводы, вошли в различные монополистические объединения. «Русский Провиданс» участвовал в сортовом, листовом, балочном, рельсовом синдикатах «Продамет» (с квотой 4,25 %) и с 1909 года - в Международном рельсовом синдикате.
Несмотря на эти меры, в целом за первое десятилетие XX века производство чугуна на мариупольских заводах упало на 6,4 %, производство стали выросло только на 37 процентов, проката - на 58 процентов.
В годы предвоенного экономического подъема положение на заводах не только стабилизировалось, но и произошел значительный рост производства. Ярким примером являются ввод новых мощностей на заводе «Русский Провиданс», строительство бронепрокатного цеха на заводе «Никополь» в 1911 – 1913 гг. в связи с получением крупного заказа на броневую сталь от морского министерства.
Начавшаяся первая мировая война принесла новые заказы. Завод «Русский Провиданс» производил шрапнельные стаканы. Накануне революционного 1917 года на «Русском Провидансе» имелись 4 доменные, 3 мартеновские, 4 томасовские печи, 13 прокатных станов, в том числе рельсовый, 230 коксовых печей. (Для сравнения: на заводе «Никополь» - 2 доменные, 10 мартеновских печей, 23 прокатных стана, в том числе трубный, 100 коксовых печей).
После Великой Октябрьской революции и в связи с начавшейся гражданской войной работа на мариупольских металлургических заводах была приостановлена. В январе-феврале 1918 г. «Русский Провиданс» возобновил выпуск металла, но работал не на полную мощность, и уже в мае этого года завод закрывается. В период гражданской войны завод подвергся сильному разрушению, в связи с чем его на какое-то время законсервировали, собираясь закрыть, но 16 марта 1920 г. оба завода (и «Никополь», и «Русский Провиданс») были национализированы и объединены под названием Мариупольские государственные металлургические и машиностроительные заводы А и Б. В 1924 г. после смерти Ленина по просьбе рабочих объединенному заводу было присвоено имя Ильича. Производство удалось в основном восстановить к 1927 г., но доменный цех «Русского Провиданса» ликвидировали за ненадобностью.
До 1958 г. оба завода существовали как единая производственная структура. О прошлой самостоятельности заводов напоминали лишь названия – производственная площадка «А» (завод «Никополь») и производственная площадка «Б» (завод «Русский Провиданс»).
Постановлением № 325 Сов-мина УССР от 26 марта 1958 г. и Распоряжением № 314-Р Сталинского совнархоза от 28 апреля 1958 г. на базе машиностроительных цехов завода имени Ильича по состоянию производства на 1 мая 1958 г. образован Ждановский завод тяжелого машиностроения (ЖЗТМ). В состав завода вошли цехи: цистерностроения, кузнечно-прессовый, термический, механосборочный и цехи бывшего завода «Русский Провиданс» (площадка «Б») - мартеновский, сорто-прокатный, стале- и чугунолитейный, модельный, складское хозяйство.
13OL
Мои осенние находки.
vale
Интересные жетоны- История Брянщины в жетонах.
Ветеран
Сегодня на Молотке набрал "Брянск жетон". Среди прочих выскочил вот такой "Красный профинтерн". Это наш? Или еще "Профинтерны" по стране Советов функционировали?
Vladimir002
Жетоны
Ветеран
Кину сюда ссылку по части жетона: http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=...mp;#entry139776
Ветеран
Порылся по нашему форуму. Еще добавлю в тему (если хозяева не возражают).
Ветеран
Туда же.
Afonya
В продолжении темы. Жетон Радицкой Бани
Ветеран
Цитата(Afonya @ 2.1.2015, 14:50) *
В продолжении темы. Жетон Радицкой Бани

Хороший).
А вот один жетончик. Мимо прошел. Не совсем наш, но Брянщина входила в Орловскую область, а значит и отношение к этому имеет: Орловское бронетанковое училище (танковая школа). Учебное заведение с интересной историей. Частично писал о нем в статье о Бахтине.
Vovkomper
В ноябре в продаже появилось несколько жетонов О.Б.З. - Общество Брянских Заводов.
Для информации: Почему в названии последнюю букву следует читать во множественном числе - в общество входили не только заводы находящиеся в самом Брянске, но и предприятия, находящиеся за пределами нашего региона, включая угольные шахты.
Vovkomper
Цитата(fortuna @ 21.11.2013, 12:26) *
У Кр. Профинтерна есть разновиды. Был овальный и треугольный как у вас, но выполненный в алюминии.

...

Вот, тоже с четверкой на ленточке.
В соседней теме продавался.
В момент продаж был таким:

Теперь моем собрании он такой:
fortuna
4 это номер цеха?
Ветеран
В аукционном доме "Кабинет" выставлен на продажу лот из десяти жетонов. Это, не те табельные марки, которые представлены в данной теме, а именные наградные жетоны, посвященные юбилейным датам. Но внимания, все же заслуживают, тем более один из них имеет отношение к истории Брянского края.
Описания данного жетона: "Изображение родового герба на жетоне Общества Мальцовской железной дороги (рис. 7) показывает ее принадлежность семейству Мальцовых. Мальцовская частная железная дорога была построена в 1877–1881 гг. по инициативе русского промышленника Сергея Ивановича Мальцо́ва. Всё необходимое оборудование выпускалось на его заводах, а обслуживающий персонал набирался из местных крестьян. Мальцовская железная дорога соединяла станции Радица и Бытоши. Она была основной транспортной магистралью, обслу — живавшей «Мальцовский заводской округ» на границе Орловской, Смоленской и Калужской губерний. Кроме основной линии строились многочисленные, часто временные, ветки для перевозки леса. К 1912 г. протяженность железнодорожных путей достигла 289 км.".
kusnez
Тот аукцион состоялся 07 февраля 2009
http://www.kabinet-auktion.com/auction/9287/173/

Или и сейчас где-то выставлены на продажу?

По таким жетонам интересно Имена изучать, вот, кто такой Никифор Андреевич Шарапов?
Ветеран
Еще один из наших жетонов, но не с нашего форума. Как я понимаю это бывшая фабрика РТИ.
Ветеран
Цитата(kusnez @ 6.12.2015, 21:58) *
Тот аукцион состоялся 07 февраля 2009
http://www.kabinet-auktion.com/auction/9287/173/

Или и сейчас где-то выставлены на продажу?

По таким жетонам интересно Имена изучать, вот, кто такой Никифор Андреевич Шарапов?

Ссылка на аук откуда брал инфу: http://www.kabinet-auktion.com/auction/9287/173/
По Шарапову вот: "Сам Никифор Андреевич, судя по всему, занимал важное положение в начале XX века в иерархии акционеров Южных железных дорог. Конкретно известно, что в 1917 году он был членом правления Бухарской железной дороги". http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=715587
kusnez
Да, аукцион старый, цена безумна и не проданы они тогда были.
Ветеран
Цитата(Afonya @ 2.1.2015, 12:50) *
В продолжении темы. Жетон Радицкой Бани

У рабочих жетонов нумерация объяснима. Откуда такие цифры у банных жетонов? Кто-то пояснит?
kusnez
Думаю, это жетон на помывку, их могло быть выпущено очень много.
Vovkomper
Пополнил свое собрание следующим жетончиком Брянского Арсенала:
romarios
То же арсенал ?
Sucher32
Цитата(romarios @ 5.1.2016, 13:37) *
То же арсенал ?

Не знаток, но если мне правильно подсказали, это Брянский Арсенал (Брянский мех.арт.з-д) 1919-1922г.г.
Знакомый номер)))
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.