Одним из существенных вещественных источников являются строительные материалы (кирпичи и изразцы и тп) используя которые наши предки возводили жилища, обустраивали таковые печами и украшали оные изразцами. Большинство этих материалов маркеровалось либо инициалами производителя, либо штампом, в протчем бывают и без всего. Предлагаю всем, кто сталкивается с подобными находками, выкладывать фото их здесь.
Для начала выложу свои, которые как-то попадались мне
Изразец со штампом производителя Г.И. Аукселисъ
А это изразцы без оттиска, но были вместе с изразцом Г И Аукселис, разной конфигурации ,найденные на месте сгоревшего довоенного лесничества
Найдено на территории города Брянск
мои кирпичики найденные в Брянской области...
Если ничего не путаю, кто-то показывал на форуме кирпич с маркировкой Николо-Одринского монастыря (Карачев) там был кирпичный заводик.
Если не путаю, то покажите пожалуйста в этой теме или дайте ссылку.
Советский период? Какого завода клеймо?
Кирпичные клейма Санкт-Петербургской губернии
середины XIX – начала XX в.
Каталог и исследование
http://www.archeo.ru/izdaniya-1/seriinye-i...a/BUL072017.pdf
Предвой
23.12.2017, 17:22
Вот такие находят.
igor1978
23.12.2017, 21:22
Цитата(Предвой @ 23.12.2017, 16:22)
Вот такие находят.
На заднем плане лампадка белого стекла - Дятьково до 17 года. В курсе?
Предвой
24.12.2017, 22:23
Цитата(igor1978 @ 23.12.2017, 22:22)
На заднем плане лампадка белого стекла - Дятьково до 17 года. В курсе?
Спасибо, буду знать!
Blackwood
18.4.2018, 21:29
Фрагмент кирпича с клеймом "
Н.А.Ф." из комплекса исторических зданий Казённого винного склада в Брянске.
Цитата(Blackwood @ 18.4.2018, 21:29)
Фрагмент кирпича с клеймом "Н.А.Ф." из комплекса исторических зданий Казённого винного склада в Брянске.
Для рубежа 19-20 вв. перевозка кирпича по железной дороге была уже обычной практикой. Можно заказывать кирпич хоть в Сибири (если позволяли средства). При каждой более-менее крупной станции имелось по два-три кирпичных завода. Поэтому в этот период определить и соотнести маркировки с каким-то производством весьма сложно. Иногда эти заводы работали всего по два-три сезона. В зависимости от их рентабельности.
Blackwood
19.4.2018, 22:34
Цитата(Tihon @ 19.4.2018, 22:09)
Для рубежа 19-20 вв. перевозка кирпича по железной дороге была уже обычной практикой. Можно заказывать кирпич хоть в Сибири (если позволяли средства). При каждой более-менее крупной станции имелось по два-три кирпичных завода. Поэтому в этот период определить и соотнести маркировки с каким-то производством весьма сложно. Иногда эти заводы работали всего по два-три сезона. В зависимости от их рентабельности.
Ну, так я и не утверждал, что этот кирпич именно местного производства).
Но надо еще учитывать, что при возке строительной керамики по железной дороге существовала большая проблема. Половина дорог принадлежала государству, половина частникам. Это обстоятельство приводило к частой перегрузке товара из одних вагонов в другие. Если вы заказали кирпич в Сибири, то не факт, что к вам не придет куча керамического щебня. Я думаю, что перевозка находилась в пределах одной ветки, то есть керамику везли на недальние расстояния. В местностях, не окученных стальными путями было все проще. Если надо построить каменное здание в селе, то в этой местности устраивался кирпичный завод, который нажигал потребное для стройки количество кирпича, после чего прекращал свое существование.
Цитата(Tihon @ 20.4.2018, 9:28)
...Если надо построить каменное здание в селе, то в этой местности устраивался кирпичный завод, который нажигал потребное для стройки количество кирпича, после чего прекращал свое существование.
Так поступали при строительстве всех наших (Брянских) монастырей? Построены они по большей части до появления железных дорог.
Юра, так поступали везде, начиная с домонгольских времен. Керамика напекалась на сезон, когда ее использовали без остатка. Складирование на несколько лет у нас, учитывая погодные условия, проблематично.
Спасибо, Андрей.
С появлением железных дорог действительно наблюдается бурный рост кирпичного строительства, не только храмовой архитектуры но и всего остального, включая жильё.
Связаны ли железные дороги напрямую с кирпичом или влияли и другие факторы? Доставка дорогая, для большого строительства и при наличии железных дорог, кирпичный завод поставить проще, разумеется при наличии сырья на местности.
Видишь ли, сезонный завод (на один-два сезона) вещь затратная и не окупает прибыль от продажи продукции. Кооперация тогда еще была в зачаточном состоянии, власти смотрели на нее, чуть ли, как на политическое зло и подрыв основ. Заводы при станциях обслуживали, в основном, строительство на них различных сооружений и поселков (в пределах жд дистанции). Если в них отпадала необходимость, то их закрывали. Если снова вдруг она возникала, например, построить завод или фабрику близ станции, их возобновляли. Все зависело от наличия поблизости годной глины и дров. Кооперация зародилась уже перед 1917 г. и до конца НЭПа она доживает. В принципе, она была радикальной преемницей земских учреждений, которые тогда уже отмирали.
В принципе, кирпзаводы, и другие производства, существовавшие в отдельные годы прекрасно отслеживаются по Памятным книжкам Орловской или Черниговской губерний, которые выходили погодно и другим статистическим изданиям. Кому интересно, можно зайти в электронную библиотеку ГПИБ. Там этого добра выложено довольно. Кстати, в советское время выходила масса рекомендаций по изготовлению кирпича и других строительных материалов для совхозов и колхозов, особенно, после войны. Так что, если руки не кривые и растут из того места, можно было организовать сезонный заводик в любой деревне.
На днях попался вот такой кирпич с единственной буквой Х, нашел близ разрушенного строения (то ли дом то ли часовня)
Цитата(Afonya @ 27.3.2020, 13:52)
На днях попался вот такой кирпич с единственной буквой Х, нашел близ разрушенного строения (то ли дом то ли часовня)
Узнал подробности касаемые производства кирпича
Скорее всего кирпич произведен в усадьбе Халаевых, которые владели землями в Кокино с 1830-х до революции. Известно, что в 1881г. помещик Н.П. Халаев построил вокруг храма каменную ограду и в ней каменную караулку.
Найден, чердак) в районе Набережной, в справочниках о производстве есть информация. Латыш. Выше экземпляр уже выставляли.
Северо-запад области, "губернское" семейное производство, конец 19 века.
Юго-западные окрестности Брянска. К сожалению целых кирпичей не было.
Тема очень интересная, Ап.
Цитата(Afonya @ 27.3.2020, 13:52)
На днях попался вот такой кирпич с единственной буквой Х, нашел близ разрушенного строения (то ли дом то ли часовня)
В районе пересечения Калинина и Фокина, при установке столбов, выкапывались такие кирпичи. В ямах под столбы видна была кладка, еще рядов на 5-7 в глубину.
В бывшей столовой №1 (Лео Пицца ныне), в подвалах высота потолков метра 4ре, с арками и сводами, выполненными из кирпича ручной формовки по 19 веку. Соответственно, через дорогу возможны такие же конструкции. Там расстояние метров 30-50... Да, война разрушила этот участок, потом, обрушение в 80х, но подвалы не пострадали скорей всего. Кирпичик клеймёный там есть.
Vovkomper
30.8.2020, 22:06
Может кто-то поможет определить производителя кирпича с клеймом ТВБС? (найден в Брянске при разборе печи)
vikniksor
31.5.2021, 20:52
В начале 1919 года Брянские Известия опубликовали список кирпичных заводов, располагавшихся на тот момент в Брянске и рядом. Возможно, что не всех. У некоторых нет конкретной привязки вообще, не понятно, где они располагались.
1. Бобылёва - Тимоновка
2. К.А. Каблукова - Чугунная Радица
3. Ф.В. Титивкина
4. Н.В. Титивкина
5. А.И. Титивкина
6. Н. И. Крашенинникова
7. С.И. Парусова
8. И.И. Верещагина (у Карачижского оврага)
9. Куцаевой - деревня Вышковичи возле Жуковки
10. Вельчинского - дер. Давидичи возле Дубровки
11. И.М. Жукова - Елисеевская волость.
И совсем уж загадочный:
12. "Товарищества кирпичного машинного производства" - Брянск, угол Трубчевской и Завальской.
Очередное, интересное пополнение в кирпичной теме.
Нашелся огнеупорный кирпичик.
ОБЗ БѣЖИЦА
Новая находка из производителей кирпича брянщины
Кирпич с инициалами Н. АФ.
Необычность его в обозначении, нет точки между последних букв
Это производители Г Брянска Наталии Ефимовны и Николая Александровича Афанасьевых, с 1868г
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Нашёлся при разборке печи вот такой кирпич.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла место обнаружения д.Мылинка Карачевского района. В печке стоял на глине, но на нём следы известкового раствора. Не подскажите ли кто такой А.А.К.? В просторах интернета информацию нашёл только про Санкт-Петербургские кирпичи с подобным клеймом но не совсем похожим, там попроще буквы, прямые.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Вот такая информация. Относится ли она к этой находке?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.