Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Мастера изобразительного искусства из среды евреев-эмигрантов
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Краеведение > Персоналии
Blackwood
___По несчастью или к счастью, большинство наших земляков достигли крупных творческих успехов не потому, что родились именно на Брянщине; но потому, что вовремя уехали отсюда. Провинция – есть провинция, ничего не попишешь. Тем не менее, принадлежность этих выдающихся людей к Брянской области может являться предметом интереса и гордости для всех жителей нашего региона, небезразличных к его истории. В этой теме хочется осветить имена известных представителей еврейской художественной интеллигенции, родившихся на Брянской земле и добившихся признания за рубежом. Нужно сказать, что я не сторонник разделения одарённых людей по национальному признаку. Просто обратил внимание, что имена эти в нашей области несправедливо обделены вниманием. Большинство из них не удостоены ни единого упоминания в местных краеведческих источниках, не говоря уже о мемориализации. Исключением может являться, пожалуй, только имя скульптора Наума Габо, который и возглавит мой список.
Blackwood
Наум Габо (Неемия Беркович Певзнер) (05.08.1890, Брянск — 23.08.1977, Уотербери (США)).



___Скульптор и архитектор, теоретик искусства, один из лидеров мирового художественного авангарда и пионеров кинетизма. Кавалер Ордена Британской империи, Почётный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне, обладатель Логановской медали за вклад в искусство. Его родители: инженер Берко Григорьевич Певзнер и Фанни Борисовна Певзнер приехали в Брянск из Могилёвской губернии. Вместе с ними был старший брат Неемии – Нота (Антон), в будущем также известный скульптор-кинетик. В Брянске Берко Певзнер открыл небольшую полукустарную фабрику «Надежда» на территории Привокзальной слободы (современный Володарский район). На фабрике делали свинцовые железнодорожные пломбы и скобяные изделия. Всего в семье Певзнеров было 6 детей. Отучившись в Курске, в 1910 году Наум поступает в Мюнхенский университет, где обучается по инженерной специальности. В дальнейшем, эта инженерная подготовка окажет большое влияние на характер творчества Габо. Во время обучения в Мюнхене, он впервые увлекается абстрактным искусством. В 1915 году Наум вместе со своим старшим братом от переезжает в Осло. Там, под псевдонимом Габо он начинает делать свои первые скульптуры из картона и дерева. В 1917 году братья переезжают в Москву. В столице Наум Габо начинает преподавать во ВХУТЕМАСе, занимается теорией конструктивизма. В 1922 году скульптор переезжает в Германию, в 1932 году – во Францию, в 1935 году – в Великобританию, и наконец в 1946 году – в США, где преподавал в Гарвардском университете. После своего отъезда, Габо был в Советском Союзе всего один раз – в 1961 году.



Фонтан работы Наума Габо в Больнице Святого Томаса, Лондон.
Blackwood
Джейкоб Крамер (Яков Максович Крамер) (26.12.1892, Клинцы – 04.02.1962, Лидс (Великобритания)).



___Яркий представитель английского экспрессионизма. Яков Крамер родился в артистической еврейской семье. Его отец, Макс Крамер – профессиональный художник-портретист, прошедший обучение в Петербургской Императорской академии художеств. Мать, Цецилия Крамер – певица, исполнительница русских и еврейских народных песен. В 1900 году семья Крамеров покидает посад Клинцы и эмигрирует в Англию, в промышленный город Лидс, где отец Крамера устраивается на работу помощником фотографа. В Лидсе у Крамеров родились ещё четверо детей. Их старшая дочь Сара позднее станет женой известного английского художника Уильяма Робертса. В 1902 году десятилетний Джейкоб сбегает из дома. Чтобы добыть себе пропитание, он нанимается на различную работу и даже уходит на полгода в плавание. Во время своих скитаний мальчик берёт первые случайные уроки рисования. В 1907 году Крамер поступает в Лидсский колледж искусств, где проходит обучение до 1913 года. Во время учёбы он вовлекается в радикальную модернистскую организацию «Лидсский Художественный Клуб», где впервые знакомится с идеями экспрессионизма и теософского спиритизма. Как утверждал сам художник, он боролся за то, чтобы избежать выделения внешности и добиться изображения чистой духовной формы. Получив стипендию от еврейского сообщества образовательной помощи, Джейкоб Крамер продолжает обучение в Слэйдской школе искусств с 1913 по 1914 годы. Там он заводит дружбу с передовыми английскими художниками того времени: Огастесом Эдвином Джоном, Дэвидом Бомбергом и Вильямом Робертсом. Последний из них вовлёк Крамера в художественное течение вортицизма. В Лондоне он быстро стал известен в творческих гедонистических кругах, которые доминировали в Английской богеме до Первой мировой войны. В начале 1920-х Джейкоб Крамер вернулся в Лидс, где стал местной художественной знаменитостью. После распада Лидсского Художественного Клуба в 1923 году, Крамер предпринимает неоднократные попытки по организации нового городского художественного сообщества, в большинстве своём безуспешные. Однако ему удаётся организовать неформальный «Йоркширский Обеденный Клуб», встречи которого регулярно проходили в Лидсе до конца 50-х годов. В собраниях клуба участвовали ведущие английские культурные деятели. Последние годы проживания в Лидсе Крамер провёл в нищете, перебиваясь случайными заработками от написания портретов местных жителей. В эти же годы возросло его пристрастие к алкоголю. Исследователи также отмечают падение качества и оригинальности исполнения поздних работ художника. Полотна Крамера выставлены в таких музеях как: Лондонская галерея Тейт, художественная галерея Лидса, Британский музей, музей Виктории и Альберта.


Джейкоб Крамер, "Судный день", 1919 (художественная галерея Лидса).
igor1978
Павел, Соломона Гуркова не забудь smile.gif
Случай
Цитата(Blackwood @ 5.11.2014, 20:08) *
___По несчастью или к счастью, большинство наших земляков достигли крупных творческих успехов не потому, что родились именно на Брянщине; но потому, что вовремя уехали отсюда.

Сильно сказано, ничего не скажешь. Об смеялся. Могено в цитатник заносить.
Blackwood
Хелен Бонди-Глассова (Алина Бонди) (1885, Стародуб – 1935, Варшава).


Хелен Бонди-Глассова, автопортрет.

___Известная польская художница, мастер портретной и пейзажной живописи. Алина Бонди родилась в стародубской еврейской семье, с самого детства подавала признаки художественного таланта. С 1904 по 1909 годы она получает художественное образование у К. Стабровского, К. Крижановского и В. Слевинского в Варшавском художественном училище. В Варшаве художница выходит замуж за адвоката еврейского происхождения Якуба Гласса. Затем Хелен отправляется в Париж, где становится ученицей знаменитого французского символиста Мориса Дени. Бонди-Глассова в основном работала в популярном тогда модернистском художественном стиле «сецессион». Вместе с мужем она собрала коллекцию предметов искусства, которая в последствии была завещана Варшавскому национальному музею.
Blackwood
Анна Ривкин-Брик (Ханна Александровна Ривкина) (23.06.1908, Сураж – 19.31.1970, Тель-Авив)



___Выдающийся шведский фотограф. Ханна родилась в суражской еврейской семье. Её мать – Фрида Перельман (1881-1944); Отец – уроженец Гомеля Александр Ривкин (1878-1930). Он изучал философию в Гейдельбергском университете. В 1897 , во время учебы, был одним из делегатов Первого сионистского конгресса в Базеле. В 1912 году семья Ривкиных переезжает в Гомель, а в 1915 году эмигрирует в Стокгольм. В Швеции Анна начинает заниматься балетом и добивается в этом определённых профессиональных успехов. Однако серьёзная травма ноги делает крест на карьере балерины. Поэтому в 1927 году Анна Ривкин устраивается на работу ассистента к местному фотографу Мойше Бенькову. В 1928 году она открывает свою собственную портретную студию в Стокгольме. В 1929 году Анна выходит замуж за журналиста еврейского происхождения Даниэля Брика (1903-1987). С 1930-х годов она начинает заниматься журналистикой и фотоиллюстрированием книг. В 1932 году фотохудожница проиллюстрировала книгу о шведском танце «Svensk danskonst». После Второй мировой войны она начинает работать в шведском журнале "Se". С 1951 по 1970 годы непрерывно путешествует по Восточной Азии, Индии и Израилю. Анна Ривкин-Брик собрала и опубликовала множество фотоматериалов, но мировую известность ей принесла серия фотографических книг о жизни детей в разных странах. Её сотрудничество с Астрид Линдгрен началось с книги «Ева едет в гости к Норико-Сан» (1956 г.). Астрид и Анна совместно выпустили целую серию подобных книг, включая, например, книги «Мои шведские двоюродные братья и сестры» («Mina svenska kusiner», 1959 г.) и «Маленькая циркачка» («Lilibet Cirkusbarn», 1960 г.). Особым даром Анны было умение запечатлеть на фото общие и понятные всем глубинные переживания и образы. В 1958 году на Весеннем фестивале, проводимом газетой «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», Анна Ривкин-Брик и Астрид Линдгрен были удостоены специальной награды за совместную книгу «Сиа с Килиманджаро» («Sia bor pa Kilimanjaro»). Причем впервые в истории эта награда была присуждена за фотографическую книгу. Оригинальные работы Анны Ривкин-Брик хранятся и экспонируются в Стокгольмском музее современного искусства и в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.


Обложка книги Анны Ривкин-Брик и Астрид Линдгрен «Ева едет в гости к Норико-Сан», 1956.
Blackwood
Михаил Матвеевич Шапиро (06.07.1938, Новозыбков)



__Известный современный художник, работающий на стыке художественных приёмов реализма и абстракции. Михаил Шапиро пишет в различных жанрах, однако больше всего проявил себя, как портретист. Среди его наиболее известных произведений: серии портретов советских физиков и знаменитых художников XIX и XX столетий. М.М. Шапиро родился в рабочей семье: его отец работал машинистом, мать – химиком-технологом. Вскоре после рождения Михаила, его семья переезжает в Гомель, где и проходит детство художника. Во время оккупации семья Шапиро эвакуируется в Казахстан. В 43-м году отец Михаила погибает на фронте под Витебском. В 45-м Шапиро возвращаются в Новозыбков. Там Михаил впервые начинает посещать рисовальную студию, его наставником становится профессиональный художник П.А.Чернышевский. После окончания школы, М.М. Шапиро поступил в Ленинградский Мухинский институт. Затем, отслужив в армии, по распределению он попал в Новосибирск. Там в течение семи лет он работал художественным оформителем, а в свободное время писал картины. В 1974 году Шапиро переезжает в Москву, где примыкает к авангардистскому художественному сообществу. Его работы выставляются в полулегальном зале «Секция живописи», который находился в подвале дома по ул. Малой Грузинской 28. Работы Михаила Шапиро не одобрялись Советской властью, однако имели успех в среде московской интеллектуальной элиты. И только после «Перестройки» он получил широкое общественное признание - с 1988 по 1990 году его картины выставлялись в Московском центре современного искусства МАРС. В 1992 году Михаил Шапиро эмигрировал в Канаду. Работы Шапиро выставляются в крупнейших галереях Санкт-Петербурга, Монреаля, Нью-Йорка, Нью-Джерси.


Михаил Шапиро, "Спираль жизни", 1988.
Blackwood
Цитата(igor1978 @ 5.11.2014, 21:36) *
Павел, Соломона Гуркова не забудь smile.gif

Дядюшка Сол подходит к заявленной теме только по национальности:)
Вообще, если прикинуть, очень много из местной еврейской диаспоры вышло зарубежной творческой интеллигенции: писатели, философы, музыканты, актёры - они во всех сферах искусства практически.
Blackwood
Цитата(Случай @ 5.11.2014, 21:37) *
Сильно сказано, ничего не скажешь. Об смеялся. Могено в цитатник заносить.


Первое словосочетание - невольная отсылка к стихотворению Геннадия Шпаликова.

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Blackwood
Кстати, подлинник автопортрета Алины Бонди (тот самый, который помещён в теме) прямо сейчас продаётся на зарубежной интернет-площадке примерно за 160 т.р. Наверняка, будь наш департамент культурки в курсе, он скорее истратит средства на очередную резную табуретку из столичного антикварного салона.
kusnez
Интернет площадка не сможет 1,5 года ждать оплату от областных музейщиков, как ждут те чьи предметы музейщики решили купить...
И интернет аукционы не смогут понять покупку с формулировкой "Возможно возьмём, возможно оплатим, если оплатим, то осенью или зимой, но возможно и летом... и цену надо будет снизить..." smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.