Цитата(kusnez @ 26.2.2014, 6:49)
Наверняка где-то уже есть список известных местных Иконописцев, возможно не один и наверняка мы его позже найдём и тут опубликуем....
Иван Карташев — единственный клинцовский иконописец, чье имя было названо в «Описании святынь Вознесенской церкви»-Десятки имен других иконописцев остались неизвестными.
Иван Козьмич Карташев (1766—?) - сын клинцовского книгоиздателя, купца Козьмы Фёдоровича Карташева, внук Фёдора Козьмича Карташеиа, который по данным переписи 1767 г. «учит обывательских детей грамоте». Купеческий сын, Иван Козмич Карташев, был наделён талантами. В юные годы он был свидетелем строительства в Клинцах Вознесенской церкви (1780) и, возможно, принимал участие в строительстве теплой церкви во имя архистратига Михаила, «иже в Хонех» (1787), поставленной рядом с Вознесенским храмом. Позже в 1801-1804 гг. по его проекту при Вознесенской церкви возводится пятиярусная 54-метровая колокольня, а в 1819 г. Карташев взамен старой, тесной церкви строит новую, более вместительную во имя Архистратига Михаила. Инженерный расчёт, архитектурная проработка проекта колокольни оказались удачными. Колокольня стала украшением посада и гордостью клинцовских старообрядцев. Высота сооружения, по сообщению священника И. Чередникова, составляла 25 сажень 1 аршин. Восточную сторону 5-го яруса колокольни украшали часы с боем. Колокольня, построенная Иваном Карташевым стала триумфом архитектора-самоучки. Она же была отнесена к немногочисленной группе самых высоких деревянных сооружений России. Из икон, написанных Иваном Карташевым, известна ещё одна упоминаемая в «Описании святынь» Вознесенской церкви. «В алтаре, на горнем месте, находится благоговейно чтимое приходом плечевое изображение на холсте Христа Спасителя, размером 4 аршина, квадратное. Изображение это писано Иваном Козмичем Карташевым, который был главным строителем-архитектором и украсителем храма»
КлинцыВ «Ведомости», представленной войтом слободы Клинцы в 1767 г. для составления описи Малороссии, указано 9 жителей слободы, которые «пропитание имеют от иконного мастерства»:
«Двор 157.
-
Степан Иванов сын Бобылев, 35 лет.
-
Михаил Иванов сын Бобылев, 26 лет. Их отец природный Юрьевского Повольского уезда Беретинкоиой волости деревни Петровки. Пришел в слободу Ардонь в 1716 г.
Двор 225.
-
Михаил Михайлов, 26 лет. Дед ere и отец мещане из польского города Невля.
Двор 261.
-
Иван Потапов, 23 лет. Природный Курского уезда с. Романовки.
Двор 263.
-
Василий Иванов сын Комаев, 34 лет. Вышел в Польшу в 1751 г. В Клинцы пришел в 1754 г. Дети - Иван, 4 года, Иван, 3 года.
Двор 265.
-
Андрей Иванов сын Хирсанов, 44 лет. Церковный дьячек. Из г. Москвы, откуда свезен в малолетстве в Польшу, откуда в 1752 г. в слободу Клинцы.
Двор 266.
-
Григорий Иванов сын Комаев, 22 лет. Отец и он из г. Тулы, ружейной канцелярии станочный мастер. Сшел с братом в 1751 г. в Польшу, а в 1761 г. в Клинцы.
Двор 276.
-
Иван Иванов сын Комаев, 36 лет. Из города Тулы, ружейной канцелярии станочный мастер. Сшел в Польшу в 1749 г., а в Клинцы в 1754 г. Дети - Дмитрий, 4 года, Федор, 2 года.
Двор 314.
-
Афанасий Васильев сын Охлестин, 37 лет. Дед города Москвы Успенского собора звонарь. Вышли из Польши в 1748 г.» (20).
Наиболее влиятельным в эти годы был богатый клинцовский иконописец и купец Василий Иванович Комаев, 1721 г. р., заслуженно пользовавшийся среди жителей посада Клинцы уважением как человек высокообразованный и умный. В.И. Комаев много сил приложил к объединению старообрядцев ветковского и епифаниевого согласия.
Признанным клинцовским иконописцем
в начале XIX в. был Андрей Родионов Шапошников, ставший более известным как инок Аркадий - настоятель Лаврентьева монастыря близ Гомеля. Н.И. Субботин писал, что инок Аркадий «человек во многих отношениях замечательный. Родом из посада Клинцы. Мастерством был иконописец, и, по отзывам людей, видавших писанные им иконы, довольно искусный. Но особую известность приобрёл он в своем кругу, как замечательный старообрядческий богослов и начётчик»
(Перекрестов Р.И. «Клинцовская живопись»)
Малов Варфоломей Никитич (Икона "Святитель Николай Отвратный" 1883 г. Частная колекция, Брянск )