Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Иконописцы
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Краеведение > Персоналии
kusnez
Наверняка где-то уже есть список известных местных Иконописцев, возможно не один и наверняка мы его позже найдём и тут опубликуем, даже подозреваю что много имен указано в непрочитанных книгах на моей полке smile.gif
пока буду фиксировать имена которые вижу на Иконах.

Смоленская икона Божией Матери
Размер иконы 34.8 х 27.9 х 2.7
На Иконе: "Сия святая икона изобразися изографом клин_
цовским Василием Комаевым[?] [...] декабря 4"


Камаев Василий Иванович - 1780 гг. Иконописец. Посад Клинцы.

"..богатый клинцовский иконописец и купец Василий Иванович Комаев, 1721 г. р., заслуженно пользовавшийся среди жителей посада Клинцы уважением как человек высокообразованный и умный. В.И. Комаев много сил приложил к объединению старообрядцев ветковского и епифаниевого согласия"
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/207-1-0-668
По Ведомости 1767 года ему было 34 года значит 1733 г.р. по ссылке выше, возможно ошибка в дате рождения.
Blackwood
По старообрядческой иконописи западных районов Брянщины публикуются два исследователя: к.и.н. М.В. Кочергина и краевед Р.И. Перекрестов, которого ты цитировал выше. С обоими знаком лично, от общения с обоими самые приятные впечатления. Но в одно помещение их вместе запускать нельзя во избежание трагического исхода)).
kusnez
В статье Перекрестова Р.И. «Клинцовская живопись» прочитал удивительные слова старообрядцев переданные Тимофеем Верховским, они в точности передают мои ощущения от посещения современных Храмов РПЦ
"Единоверческий протоиерей Тимофей Верховский писал: «О церкви, в которой заметно преобладание на иконах итальянского вкуса, старообрядцы обычно говорят: церковь-то больно хороша, да помолиться в ней нечему»

Очень долго боялся заходить в новый Брянский Кафедральный Собор, боялся того что добрый, величественный и могучий снаружи окажется пустым внутри, так и случилось...
kusnez
Цитата(kusnez @ 26.2.2014, 6:49) *
Наверняка где-то уже есть список известных местных Иконописцев, возможно не один и наверняка мы его позже найдём и тут опубликуем....

Иван Карташев — единственный клинцовский иконописец, чье имя было названо в «Описании святынь Вознесенской церкви»-Десятки имен других иконописцев остались неизвестными.
Иван Козьмич Карташев (1766—?) - сын клинцовского книгоиздателя, купца Козьмы Фёдоровича Карташева, внук Фёдора Козьмича Карташеиа, который по данным переписи 1767 г. «учит обывательских детей грамоте». Купеческий сын, Иван Козмич Карташев, был наделён талантами. В юные годы он был свидетелем строительства в Клинцах Вознесенской церкви (1780) и, возможно, принимал участие в строительстве теплой церкви во имя архистратига Михаила, «иже в Хонех» (1787), поставленной рядом с Вознесенским храмом. Позже в 1801-1804 гг. по его проекту при Вознесенской церкви возводится пятиярусная 54-метровая колокольня, а в 1819 г. Карташев взамен старой, тесной церкви строит новую, более вместительную во имя Архистратига Михаила. Инженерный расчёт, архитектурная проработка проекта колокольни оказались удачными. Колокольня стала украшением посада и гордостью клинцовских старообрядцев. Высота сооружения, по сообщению священника И. Чередникова, составляла 25 сажень 1 аршин. Восточную сторону 5-го яруса колокольни украшали часы с боем. Колокольня, построенная Иваном Карташевым стала триумфом архитектора-самоучки. Она же была отнесена к немногочисленной группе самых высоких деревянных сооружений России. Из икон, написанных Иваном Карташевым, известна ещё одна упоминаемая в «Описании святынь» Вознесенской церкви. «В алтаре, на горнем месте, находится благоговейно чтимое приходом плечевое изображение на холсте Христа Спасителя, размером 4 аршина, квадратное. Изображение это писано Иваном Козмичем Карташевым, который был главным строителем-архитектором и украсителем храма»

Клинцы

В «Ведомости», представленной войтом слободы Клинцы в 1767 г. для составления описи Малороссии, указано 9 жителей слободы, которые «пропитание имеют от иконного мастерства»:
«Двор 157.
- Степан Иванов сын Бобылев, 35 лет.
- Михаил Иванов сын Бобылев, 26 лет. Их отец природный Юрьевского Повольского уезда Беретинкоиой волости деревни Петровки. Пришел в слободу Ардонь в 1716 г.
Двор 225.
- Михаил Михайлов, 26 лет. Дед ere и отец мещане из польского города Невля.
Двор 261.
- Иван Потапов, 23 лет. Природный Курского уезда с. Романовки.
Двор 263.
- Василий Иванов сын Комаев, 34 лет. Вышел в Польшу в 1751 г. В Клинцы пришел в 1754 г. Дети - Иван, 4 года, Иван, 3 года.
Двор 265.
- Андрей Иванов сын Хирсанов, 44 лет. Церковный дьячек. Из г. Москвы, откуда свезен в малолетстве в Польшу, откуда в 1752 г. в слободу Клинцы.
Двор 266.
- Григорий Иванов сын Комаев, 22 лет. Отец и он из г. Тулы, ружейной канцелярии станочный мастер. Сшел с братом в 1751 г. в Польшу, а в 1761 г. в Клинцы.
Двор 276.
- Иван Иванов сын Комаев, 36 лет. Из города Тулы, ружейной канцелярии станочный мастер. Сшел в Польшу в 1749 г., а в Клинцы в 1754 г. Дети - Дмитрий, 4 года, Федор, 2 года.
Двор 314.
- Афанасий Васильев сын Охлестин, 37 лет. Дед города Москвы Успенского собора звонарь. Вышли из Польши в 1748 г.» (20).


Наиболее влиятельным в эти годы был богатый клинцовский иконописец и купец Василий Иванович Комаев, 1721 г. р., заслуженно пользовавшийся среди жителей посада Клинцы уважением как человек высокообразованный и умный. В.И. Комаев много сил приложил к объединению старообрядцев ветковского и епифаниевого согласия.

Признанным клинцовским иконописцем в начале XIX в. был Андрей Родионов Шапошников, ставший более известным как инок Аркадий - настоятель Лаврентьева монастыря близ Гомеля. Н.И. Субботин писал, что инок Аркадий «человек во многих отношениях замечательный. Родом из посада Клинцы. Мастерством был иконописец, и, по отзывам людей, видавших писанные им иконы, довольно искусный. Но особую известность приобрёл он в своем кругу, как замечательный старообрядческий богослов и начётчик»
(Перекрестов Р.И. «Клинцовская живопись»)

Малов Варфоломей Никитич (Икона "Святитель Николай Отвратный" 1883 г. Частная колекция, Брянск )
kusnez
Новозыбков

По материалам Румянцевской описи, в 1767 г. в слободе Зыбкая не уступавшей Клинцам по числу населения, богатству жителей и их предпринимательской активности, жило всего 2 семьи иконописцев:
«Егор Иванов сын Клещев, 53 лет. Отец его бывал Костромского уезду Дворцовой волости, из с. Даниловского крестьянин, отколь пришел в слободу Зыбкая тому ныне 43 года... Пропитание имеет от иконного мастерства». Вторая семья
«Василей Логинов сын Нечаев, 42 лет, уроженец г. Твери, посадской человек, отколь сошел в Польшу в 750, а ис Польши в Россию, и слободу Зыбкую, в 752 годех. Оной Нечаев имеет иконописное мастерство, которой работает по разным слободам»
(Перекрестов Р.И. «Клинцовская живопись»)
Blackwood
Статьи по теме из "Деснинских древностей":
Выпуск IV:
М.В. Кочергина. Храмовое убранство старообрядческих церквей городов Клинцы и Новозыбков (XVIII-начало XXI в.) - стр. 385.
Р.И. Перекрестов. Сведения о "Клинцовской иконописи" (по архивным материалам и публикациям, вышедшим до начала XX столетия) - стр. 393.
Выпуск V:
М.А. Комова. Иконопись ветковско-стародубского типа в церковных, музейных и частных собраниях Орловской области - стр. 229.
Р.И. Перекрестов. Новые находки и суждения о Клинцовской иконописи XVIII-XX веков - стр. 249.
М.В. Кочергина. Старообрядец-иконописец и православный священник-миссионер из Стародубья Василий Родионцев - стр. 286.
Выпуск VI:
Р.И. Перекрестов. Две иконы клинцовского письма рубежа XVIII-XIX веков стр. - 384.
Выпуск VII:
Р.И. Перекрестов. Исторические свидетельства о ведущей роли иконописцев Стародубья в Ветковско-Стародубском старообрядческом крае, начиная с середины XVIII века, и образцы Клинцовской иконописи - стр. 438.
kusnez
Добавлю еще одно Клинцовское имя Иконописца

Икона "Святитель Николай Отвратный" (размер не менее 54 см. в высоту, реставрация) Частное собрание, Брянск
Из Интернета: "Образ Св. Николая Чудотворца Отвратного является редким и малоизученным иконографическим типом, происхождение его неясно. Иконы с этим образом появились не ранее конца XVIII века и были распространены в старообрядческой среде, являя собой вновь прославленный чудотворный образ после раскола церквей. Оплечное изображение Св. Николая Отвратного отличается рядом особенностей: во-первых, Св. Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево зрачками и небольшим поворотом головы вправо. Во-вторых, голова увеличена и приближена к краю доски, что придаёт образу особую психологическую напряжённость и огромную силу воздействия. Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в жесте, который можно рассматривать как напоминание или предупреждение. Значение этого образа как отвращающего припадающих к нему от зла и всякой скверны заложены в его названии "Отвратный"

На обратной стороне
"Сей образъ возобновленъ
1883 го въ клинцахъ иконописцемъ
Ворфоломеемъ никитичемъ
маловымъ
"
kusnez
Севск

Н.И. Басов, Севск, Стрелецкая слобода (Икона датирована 12 марта 1912 г.)

Справка из сети:
В первую очередь перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить, а также во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка.

Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии. Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.
Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы», представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем, в отличие от оглавного петербургского извода этого образа.


Иконой Божией Матери «Скоропослушница» (размер не менее 32 см. в высоту) Частное собрание, Брянск
Это копия Образа находившегося в то время в Богородицкой Площанской пустыни. (Брасовский район)
Кто знает, Образ в монастыре цел?
Bobby
Юрий Юрьевич,добрый день.Если у вас есть или появятся сведения по иконописцам из Комаричского района,опубликуйте их,пожалуйста, заранее благодарен.
kusnez
На сегодня первоисточников больше не имею, пока остается только читать литературу и переносить из статей фамилии Иконописцев в тему, чем и планирую заняться.
kusnez
Цитата(Blackwood @ 26.2.2014, 19:47) *
По старообрядческой иконописи западных районов Брянщины публикуются два исследователя: к.и.н. М.В. Кочергина и краевед Р.И. Перекрестов, которого ты цитировал выше. С обоими знаком лично, от общения с обоими самые приятные впечатления. Но в одно помещение их вместе запускать нельзя во избежание трагического исхода)).

Марина Викторовна Кочергина сегодня заходила, познакомились, хороший и интересный в общении человек.
Редко встретишь такого исследователя, который всю жизнь занимается темой, а "глаза горят" будто в начале пути, испытывает искреннюю радость от каждой крупинки новой информации.

Теперь надо обязательно найти монографию и прочитать
Презентация книги о старообрядчестве
http://www.slideshare.net/kochergina/ss-9455741
Blackwood
Цитата(kusnez @ 29.8.2014, 22:13) *
Марина Викторовна Кочергина сегодня заходила, познакомились, хороший и интересный в общении человек.
Редко встретишь такого исследователя, который всю жизнь занимается темой, а "глаза горят" будто в начале пути, испытывает искреннюю радость от каждой крупинки новой информации.

Теперь надо обязательно найти монографию и прочитать
Презентация книги о старообрядчестве
http://www.slideshare.net/kochergina/ss-9455741

Долго же она до тебя шла smile.gif
kusnez
Брянск

Не Иконописец конечно и совсем даже не писец, а просто ветеринарный фельдшер и хороший столяр smile.gif
Василий Михайлович Гаврилов
Очень приятная вещь, создается впечатление что Василий Михайлович за тем и подписывал свою работу, что бы потомки через много лет вспоминали его имя.

Сiя Кiота
Сооружена Ветеринарнымъ
фельдшеромъ Васил. Михаловичемъ
Гавриловымъ
19 10/Х 00г. (Трудъ собственн въ свобод. время)

Г. Брянскъ


Киот под икону размером 35 х 29,5 см.
zww
да действительно смотрится неплохо !!!
ofenja
Здравствуйте, меня зовут Елена. Хотела бы добавить несколько слов о св. Николе Отвратном. Кроме уже известной версии происхождения образа, существует и иная, на мой взгляд более реалистичная, правда ещё не доказана. Итак, Юрий Горбунов в статье "Старообрядческая иконопись юго-западной Украины и Бессарабии XIX в" пишет:"Бытующее объяснение малопонятного названия как "отвращающий беды, болезни, напасти" [9] неверно и следует народной этимологии. Иную трактовку подсказывают сами иконы. На некоторых из них надпись с именем святого имеет уточнение: "Никола Чудотворец отвратный иже в Москве" (собр. Ветковского музея). Ясно, что речь идет об иконе "от врат", т.е. оригинал, протограф этого изображения находился некогда у одних из городских врат Москвы. Первоначальный смысл названия был со временем забыт, а само оно перетолковано в "отвращающий напасти"."[size="3"][/size] Статья находиться по адресу http://www.starover.religare.ru/article6302.html. И ещё хотела бы спросить у форумчан, не встречалась ли кому -нибудь информация о погарских иконописцах ( г. Погар )? Спаси Бог!
ofenja
Цитата(kusnez @ 13.3.2014, 14:54) *
На сегодня первоисточников больше не имею, пока остается только читать литературу и переносить из статей фамилии Иконописцев в тему, чем и планирую заняться.

Хотела бы Вам сказать о том,что ещё большую работу сделала Нечаева Г. Она работает в Ветковском музее, но и Брянский край не обходит вниманием. У неё есть замечательная книга, в которой словарь иконописцев, насчитывающий около 74 персон. Среди них и Новозыбковцы, и Клинцовские иконописцы и Злынка и др. Эта книга называется "Ветковская икона". У меня есть в формате ПДФ. Если нужно могу отослать...
kusnez
О Погарских иконописцах пока не слышал ничего.
Книгу Г.Нечаевой нашел и скачал в электронном виде.
У меня есть её книга 2012г. "Живая вера Ветка" словаря иконописцев в ней нет.
kusnez
Ой! Какая хорошая книга....
последнюю книгу Нечаевой "Живая вера Ветка" купил, очень красивая, но на подарок... не о чём,
оказывается ранее надо было смотреть.
Ещё раз, огромное спасибо, давно так не радовался!!!
Фамилии мастеров позже сюда перенесу.
ofenja
Я вначале почту посмотрела и отослала книгу, а потом уже на форум зашла. Но почта не выдерживает больших книг и делает из них ссылки. Поэтому вы сделали правильно. Я сейчас пишу о народной иконе Черниговской губернии. Но иконописцы слобод Брянщины, Гомельщины конечно способствовали тому, чтобы у них учились мастерству, богомазы копировали их работы на более низком уровне. Домонтович в военно-статистическом описании даёт некоторую статистику иконописцев в Черниговской губернии за 1862 год. В этой статистике 3 иконописца Злынки и 19 (!) иконописцев Погара - это много, уже целый центр. Надо идти в архив, но наш черниговский архив - это нечто. Архивариусы просто не дают нужные документы, ссылаясь на то, что они ветхие и так уже 10 лет на моей памяти. Но посмотрим кто кого добьёт, если ещё раз откажут пойду жаловаться. Таблицу из Домонтовича как только сформатирую прикреплю.
kusnez
В собрании одного из Брянских коллекционеров есть ростовой образ "Св. Пантелеймон" 107см. масло.
Сей образ сооружил Лука Максимов Хомутов .. июля 1883г.
Икона приехла из Стародубского района.
Позже возможно будут фотографии.
kusnez
Вот такая Икона попалась на глаза в продаже у одного из дилеров

72х62см.

Подпись:
"Написал сей Образ в дом купца Александра Дмитриевича Шишкина
1884-го сентября 22-го дня иконописец Арсений Журавлёв"

Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла

Что касается купца Шишкина, тут нужна ваша помощь, есть пока только:
"Александр Дмитриевич Шишкин (1819–?). Елабужский купец. Отливал колокола и другую чугунно–литейную продукцию"
http://www.elabuga.com/shishk/drevo/drevo_05.html
Вполне вероятно он, но не факт.

По Иконописцу, вот что пишет Г.Г.Нечаева (Ветковская Икона, Минск, 2002)
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
(Леонтьево – Добрушский район, Гомельская область)

Тут мы уже можем дополнить:
- Иконописца звали не Арсентий, а Арсений,
- как минимум, писал Иконы с 1884 по 1889гг.

Представленная Икона является одним из примеров творчества мастера совсмесно с подмастерией\учеником. Сам образ Николая написан мастерски, а Иисуса и Божью Матерь приписывал уже не он.
Blackwood
Александр Дмитриевич Шишкин - Новозыбковский купец, преставился в 1910-м году. Его отец Дмитрий Шишкин, купец 3-й гильдии, имел в Новозыбкове свечной заводик. А сын Александра Дмитриевича - Михаил Александрович, известен тем, что открыл первый в Новозыбкове кинотеатр "Модерн".
kusnez
Павел, спасибо!
Теперь всё сходится.
kusnez
После реставрации:
vale
До реставрации красные цвета сочнее выгледили.
Случай
Цитата(vale @ 16.4.2016, 9:00) *
До реставрации красные цвета сочнее выгледили.

качество фотосъёмки разное. на фото до реставрации, больше контраста. либо на последней больше яркости.
kusnez
Икона Вышенской Богоматери
размер 36×28см.
Написана Клинцовским иконописцем - Иваном Григорьевичем Кулаковым
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.