Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сапрыкин Александр Васильевич (дед), летчик 293 ИАП б/п в ВОВ, р-он Карачев
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Великая Отечественная Война > Поисковая работа
Brizen
Помогите пожалуйста с информацией, друзья.
И спасибо вам большое за ваш труд.

Ищу дедушку, Сапрыкина Александра Васильевича (1923г.р.) Сталинград-й район, с.Золотуха.
Мл.лейтенант.
Последне место службы - 11 смеш.ав.корп.авиадивизии, летчик 293 истребительного авиаполка.
Последнее письмо от него домой пришло 24 июля 1943г.
Через месяц пришло сообщение из Астраханского окрвоенкомата:
Полевая почта 35414.Проверено военной цензурой 08363.
17 августа 1943г. пропал без вести, не вернулся с боевого задания.

Через обобщенный электронный банк данных советских войнов, погибших и пропавших без вести в годы ВОВ и послевоенный период я узнала, что не вернулся он с боевого задания в районе г.Карачев, Брянск. обл. (инф. ЦАМО).
Искала по сети дальше и выяснила, что 5 августа 1943г. началось нападение фашистской армии на г.Карачев. В боях за освобождение города от захватчиков принимали участие войска 11-й армии, 15 августа 1943г. город был освобожден. В июле-августе армия принимала участие в Орловской наступательной операции, в сентябре в Брянской.

11-я смешан.авиадивизия (командир-полковник П.И.Ганичев, база-район Гродно, Лида).
Состав: 2 истребительных авиаполка (И-15 бис, И-153, И-16) и 1 бомбардировочный авиаполк. Всего 208 боевых самолетов.

Это все, что мне удалось найти.
В своем последнем письме дед писал домой, что уже горел и лицо у него обозжено, что лежал в госпитале, а потом пропал совсем. Близкие до сих пор не верят в его бесследное исчезновение.
Нашла ваш форум и с надеждой пишу, вдруг, вы что-то находили или знаете о сбитых летчиках, воевавших в вашей области в годы ВОВ.
Мы будем благодарны вам за любую информацию. Спасибо.
kusnez
В районе г. Карачев есть несколько установленных мест падения самолётов, но к сожалению ни крупных частей, ни тем более сведений о лётчиках, установить не удаётся. Дело в том что сразу после войны металл с полей собирался централизованно, а позже всё что осталось на земле и не глубоко в земле, использовалось на хознужды и сдавалось в металлолом местным населением, всё что мы сейчас находим это очень мелкие куски обшивки.
В 90-е годы Карачевским поисковым отрядом был найден самолёт (крупные его части) в том числе и двигатель, но судьбы этого самолёта я не знаю, попробую уточнить.
Так же есть несколько мест предполагаемого (по архивным материалам или свидетельствам местных жителей) падения самолётов, но пока эти данные не получили подтверждения.
В этом году мы планируем проверить одну очередную «легенду»
Пока всё…
С ув. Юрий
Brizen
Спасибо за ответ :)
Конечно же, маловероятно, что он выжил.
Все равно спасибо за внимание!
Ludwig
Уважаемая Brizen, Ваш дед, Александр Сапрыкин, был сбит в воздушном бою 17 августа 1943 года германским асом Альбином Вольфом, служившим в шестом штаффеле (эскадрилье) истребительной эскадры JG 54 "Зеленое сердце". Произошло это в 08 часов 53 минуты по среднеевропейскому времени в точке с примерными географическими координатами 53 градуса 9 минут 10 секунд северной широты и 34 градуса 30 минут восточной долготы (место и время падения самолета зафиксированы Альбином Вольфом и его напарником). Боюсь, что Ваш дед все же погиб в том бою.
В паре с Александром Сапрыкиным летел еще один авиатор, его ведущий, Евгений Пряничников. Их задание заключалось в том, чтобы произвести воздушную разведку и уточнить данные о линии обороны германских войск вдоль реки Болва. В районе цели советские пилоты были атакованы шестеркой истребителей FW-190, вел которую командир 6./JG 54 обер-лейтенант Хорст Адемайт. Немецким летчикам быстро удалось расколоть неприятельскую пару, и в 08:52 Адемайт сбил Пряничникова, а спустя минуту Вольф дал роковой залп по машине Вашего деда.
Евгению Пряничникову повезло: он смог покинуть горящий аэроплан, и выжил несмотря на то, что раскрыл парашют с запозданием - бой шел над заболоченным невысоким лесом, и сбитый летчик упал как раз в болото. К сожалению, Пряничникова на данный момент уже нет в живых, и никаких уточнений от него, как от непосредственного свидетеля, получить невозможно.

Для тех, кто решит заняться поиском сбитой машины и останков летчика, еще раз даю известную мне информацию:

Примерное место падения самолета - 53 градуса 9 минут 10 секунд северной широты и 34 градуса 30 минут восточной долготы.
Тип самолета - Як-9Т (с 37-мм пушкой).
Тип ландшафта (на лето 1943 года) - заболоченный лес.

Следует также учесть, что самолет Александра Сапрыкина мог разрушиться в воздухе, так что его фрагменты могут находиться на довольно значительном удалении друг от друга (бой происходил на высоте 1600 - 1400 метров). Кроме того, где-то неподалеку упал Як-9Т Пряничникова (согласно рапорта Хорста Адемайта широта та же, а по долготе 34 градуса 48 минут 20 секунд).
kusnez
Лихо....
Ludwig
kusnez, если Вы это в мой адрес, и если это выражение одобрения, то премного благодарю. Собственно, я и пришел на Ваш форум только потому, что случайно вышел через поисковик на эту просьбу госпожи Brizen. Кстати, я ее уже уведомил по e-mail о том, что разместил здесь ответ, и будем надеяться, электронный адрес у нее не изменился.
SolAV
А откуда дровишки?
Ludwig
SolAV, это результат сопоставления данных о потерях истребителей 11-го САК с германскими заявками на тот день. Все было довольно неплохо прописано в рапортах летчиков JG 54, даже тип сбитых самолетов верно указан. Плюс некоторые детали из воспоминаний Пряничникова, хотя в них несколько моментов передано неточно.
Не беспокойтесь, если бы у меня имелись какие-то сомнения, я бы о них непременно сказал.
Случай
Цитата(Ludwig @ 21.6.2012, 21:01) *
SolAV, это результат сопоставления данных о потерях истребителей 11-го САК с германскими заявками на тот день. Все было довольно неплохо прописано в рапортах летчиков JG 54, даже тип сбитых самолетов верно указан. Плюс некоторые детали из воспоминаний Пряничникова, хотя в них несколько моментов передано неточно.
Не беспокойтесь, если бы у меня имелись какие-то сомнения, я бы о них непременно сказал.

А у Вас нет, случайно, данных о сбитых советских самолётах над Брянском?
igor1978
получается где-то здесь

Ludwig
Уважаемый господин Случай, не исключено, что я смогу Вам быть полезен. Вас интересуют какие-то конкретные боевые эпизоды, или вообще любые советские самолеты, сбитые в районе Брянска?

igor1978, думаете попробовать найти? Только вот самолет, скорее всего, должен был уйти в болотистую почву довольно глубоко. Сложновато будет обнаружить и поднять. Но я буду рад, если у Вас все получится.
Случай
Цитата(Ludwig @ 22.6.2012, 0:01) *
Уважаемый господин Случай, не исключено, что я смогу Вам быть полезен. Вас интересуют какие-то конкретные боевые эпизоды, или вообще любые советские самолеты, сбитые в районе Брянска?

igor1978, думаете попробовать найти? Только вот самолет, скорее всего, должен был уйти в болотистую почву довольно глубоко. Сложновато будет обнаружить и поднять. Но я буду рад, если у Вас все получится.


Это был 42 или 43 год. Самолёт упал в Советском р-не. Один лётчик погиб сразу и сгорел вместе с самолётом в выбитой яме. Второй, обгоревший но живой спрятался в овраге. Немцы его нашли и расстреляли. Был похоронен через дом от моего. В 91-м году его прах перенесли в братскую могилу на кладбище. Кто они неизвестно. Самолёт же с останками первого лётчика засыпали землёй. Где-то он здесь. Найти пока не удаётся.
Ludwig
Цитата(Случай @ 22.6.2012, 2:26) *
Это был 42 или 43 год. Самолёт упал в Советском р-не. Один лётчик погиб сразу и сгорел вместе с самолётом в выбитой яме. Второй, обгоревший но живой спрятался в овраге. Немцы его нашли и расстреляли. Был похоронен через дом от моего. В 91-м году его прах перенесли в братскую могилу на кладбище. Кто они неизвестно. Самолёт же с останками первого лётчика засыпали землёй. Где-то он здесь. Найти пока не удаётся.

А к настоящему времени никаких очевидцев этого события не осталось? Исходных данных маловато. Я пока понимаю лишь, что самолет был двухместный и упал он в черте города (в Брянске я не был никогда и не знаю, где Советский район расположен, но в случае чего, по карте посмотрю). Ни даты пока нет, ни времени суток, ни сведений о том, был ли самолет сбит в воздушном бою, или это зенитчики постарались.
Случай
Зенитчики вроде. На тот момент это была окраина города.

Прабабушка рассказывала, что он бомбил и был сбит насколько помню зениткой. Все свидетели уже "ушли". Осталась лишь бабка одна в чьём огороде был похоронен лётчик. Но она не свидетель, она когда-то разговаривала с конкретным участником событий.
Ludwig
Да, еще по поводу рассматриваемого эпизода: возможно, кому-нибудь из вас попадутся советские документы, в которых значится, что в бою 17 августа Пряничников сбил один FW-190. На его официальном счету сбитый самолет действительно фигурирует, но на самом деле это преднамеренная приписка, инициированная не то самим летчиком, не то штабистами. В тот день во всей эскадре JG 54 безвозвратных потерь не было, только два поврежденных самолета на других участках фронта. Так что этот якобы сбитый "Фокке-Вульф" можете там не искать, только время зря потратите.
kusnez
Ludwig
Спасибо за вашу работу и интересную информацию внесённую на форум.
Информация о местах падения наших самолётов на территории Брянской области нам очень нужна...
Сейчас наши ребята работают с ИЛ-2 (останки лётчиков с ним) очень надеемся на то что среди находок будет что то идентифицирующее лётчиков или самолёт, предварительно - сбит зенитчиками в 1942-43гг. как и этот http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=...%F3%E1%E0%E5%E2
В планах обследование ещё нескольких мест падения.
Ludwig
kusnez, благодарю Вас. Постараюсь и в дальнейшем предоставлять некоторую полезную информацию именно такого рода, поскольку плотно занимаюсь историей военной авиации. Кстати, Вы ведь бываете на этом ресурсе: http://reibert.info/forum/ ? Если нет, то весьма рекомендую, поскольку туда заходят люди, могущие профессионально помочь с идентификацией обломков аэропланов и установлением имен членов экипажей.
kusnez
Бываю
Ludwig
Ну вот, так там есть такой Никита Егоров (если Вы с ним еще не знакомы - народу на Райберте много обретается), и он здорово работает с документами ЦАМО и является очень хорошим специалистом в вопросах, касающихся советской авиации, да и не только. Я пару раз к нему за помощью обращался и он весьма быстро находил информацию, на поиски которой мне самому понадобилось бы несравнимо больше времени. Вот его профиль на сайте, если что: http://reibert.info/forum/member.php?u=11795. Единственно, Никита очень часто бывает сильно занят своими изысканиями и не сразу может отреагировать на личное сообщение.
kusnez
Спасибо.
kusnez
Цитата(igor1978 @ 21.6.2012, 23:33) *
получается где-то здесь


Именно "где то здесь" немного не Северо-Запад от указанного места и обнаружены части Советского самолёта.
Двигатель и основные части несколько лет назад в болоте пытался найти Дятьковский поисковый отряд во главе с Кондрашевым. Тема была где то на форуме и в СМИ мероприятие освещалось.
Выкопали экскаватором большой котлован, но кроме мелких обломков фюзеляжа ничего не нашли.
Мне тогда запомнились сломанные деревья которые ковш экскаватора доставал с большой глубины, они явно были сломаны в то время при падении самолёта.
Случай
Цитата(Случай @ 22.6.2012, 0:26) *
Это был 42 или 43 год. Самолёт упал в Советском р-не. Один лётчик погиб сразу и сгорел вместе с самолётом в выбитой яме. Второй, обгоревший но живой спрятался в овраге. Немцы его нашли и расстреляли. Был похоронен через дом от моего. В 91-м году его прах перенесли в братскую могилу на кладбище. Кто они неизвестно. Самолёт же с останками первого лётчика засыпали землёй. Где-то он здесь. Найти пока не удаётся.


Новые данные для посвящённых.- была осень, упал не в овраге (как и говорила моя бабуля), возле места падения была слышна стрельба, лётчик прибежал с парашютом. Пока всё.
Blackwood
Есть две фотографии остатков бомбардировщика, сбитого в Брянске в 1942-м. На одном видна застройка на заднем фоне, а на другом - бортовой номер. Но это, наверное, нужно отдельную тему создать...
kusnez
Цитата(Blackwood @ 22.8.2012, 20:51) *
Есть две фотографии остатков бомбардировщика, сбитого в Брянске в 1942-м. На одном видна застройка на заднем фоне, а на другом - бортовой номер. Но это, наверное, нужно отдельную тему создать...

Да, лучше отдельную.
Случай
Цитата(Blackwood @ 22.8.2012, 20:51) *
Есть две фотографии остатков бомбардировщика, сбитого в Брянске в 1942-м. На одном видна застройка на заднем фоне, а на другом - бортовой номер. Но это, наверное, нужно отдельную тему создать...

Давай же, ядрён батон!!!
Blackwood
Цитата(Случай @ 22.8.2012, 22:05) *
Давай же, ядрён батон!!!


Ходи сюда.
Случай
Короче, выловил я каждую из двух оставшихся в живых сестёр, свидетелей. Говорят, что самолёт упал там где и лётчика расстреляли. В соседнем огороде то бишь. Что совпадает со словами моей прабабушки. А хозяйка сего огорода, то на овраг показывает, то не помнит не фига. Боится, что огород вскроют? Мой огород засыпан горевшими и разорвавшимися патронами 7,62, дюрали нет. Наверно это конец истории.
Brizen
Цитата(Ludwig @ 21.6.2012, 20:34) *
kusnez, если Вы это в мой адрес, и если это выражение одобрения, то премного благодарю. Собственно, я и пришел на Ваш форум только потому, что случайно вышел через поисковик на эту просьбу госпожи Brizen. Кстати, я ее уже уведомил по e-mail о том, что разместил здесь ответ, и будем надеяться, электронный адрес у нее не изменился.


Благодарю Вас, "Ludwig". Сестра погибшего деда, моя родная бабушка умерла в ноябре этого года, успев узнать правду, которая, конечно, разрушила ее последние надежды найти родного брата. Но зато она успокоилась, отпела даже, кажется, как-то его. Вы невероятный. Еще раз сердечно Вас благодарю!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.