219 тп. входил в 109 танковую дивизию. С таким названием 109 тд существовала до 04.09.1941 (по другим данным до 16.09.1941) и была переформирована.
Боевые действия в Смоленской области, Рославльский район, южнее деревни Колпино, южнее реки Десна.
Что касается названия данного документа - "Дневник"
Это не совсем дневник, скорее личные заметки о боевых действиях для фиксации событий, а потом вероятно по ним уже составлялись более официальные боевые донесения старшему командованию. Возможно так их учили в танковой школе.
Это мысли в слух, по тому что таких дневников несколько.
Из меня архивный исследователь никудышный, не полевой поиск не моё, по этому прошу помогать с дальнейшей обработкой информации. Нужно идентифицировать старшего лейтенанта Д. Грачева (он ротный), установить его судьбу, по возможности передать данную информацию и сканы (они есть в большом размере) родственникам.
Документы только первично обрабатываю, нашел их Сергей Вершинин.
p.s. Ниже со временем будут опубликованы и другие документы танкистов 219 тп., там тоже будут фамилии с которыми нужно работать.
----------------------------------------------------
Дневник Грачева (не причёсанный)
"Дневник. 31.8.41г.
1 стр.
В два часа ночи вытянул колонну роты экипажи чувствуют себя хорошо уверены беды?, не взирая на темноту ведут машины хорошо, за исключением Дроненко теряется.
В 8-00 сосредоточились у деревни Колпино отдал предварительный? приказ, дозаправили боевые "корабли".
В 10-00 вышел в первом эшелоне на переправу ушёл в перёд. Смотрю под углом 180° как красиво идут танки углом в перёд.
Перешли переправу, имею потери 3 танка на минах.
Приняли первое боевое крещение в атаке
2 стр.
на противника засевшего в "Анниной Слободе".
Под напором танков противник бежал.
Мой экипаж подбил одно П.Т.О.
Хорошо бьют пушки Ф - 34 настильный огонь.
Собрались на сборный пункт юго-западнее Анниной Слободы.
Небольшой перерыв двинулись через лесной массив. Показалась деревнюшка, противник молчит, открыли огонь мы, загорелось два дома противник открыл огонь но под напором танков откатился в Старосель? и организовал интенсивный огонь с П.Т.О. но сломить сопротивление
3 стр.
танков не удалось и мы своим движением вкатились в основную оборонительную линию противника в деревне Васильевка.
Бой разгорелся с подхода к ней без замедления при поддержке пехоты.
В этом бою у меня пробил фашистский снаряд ствол пушки и заклинило подъемный механизм пушки наблюдение было плохое так как угол возвышения пушки придался +20 и ничего нельзя было видеть местность, здесь свою работу начал механик водитель Цимбал который гусеницами подавил пехоту и 2 П.Т.О.
Хорошо вели бой и остальные танки роты.
4 стр.
В Васильевке оказалось очень много трофеев фашисты бежали побросав всё в чём мать родила.
Шинели, носки, брюки, каски, штабные машины, грузовики с награбленным барахлом , мотоциклы без счёта велосипедов и до 18 П.Т.О. и много огнестрельного оружия.
Темно отдан приказ на остановку и на ночлег
Ночь - кругом пожары
1.9.41г. 6-00
Утро подошли танки дозаправили машины пополнили боеприпасами патронами.
Начали продолжать наступление на Красную Слободу, противника там не оказалось
5 стр.
бежал, подходим к Будке? тоже самое, летает фашистский самолёт слышен где-то поблизости бой, отстреливают из миномётов.
Пошли колонной на Буда вторая (2-я). Сосредоточились для атаки на с/опушке? леса Буда вторая (2-я)
Повели атаку время ориентировочно 16-00
Я двигаюсь в составе третьего взвода с пробитой пушкой, сердце не выдержало приказал перейти на третью и ворвался первым в населённый пункт раздавя за деревней на картофельном поле П.Т.О.
6 стр.
Вдруг машина заглохла и задымилась, думал загорелась, сбита головка? моего перескопа, пылью забросало входной зрачок "Доп." Треснул слева триплекс, мне в башне не видно, приказал водителю поворот, через правый фрикцион и движение на с/опушку? леса в район сборного пункта.
Прибыл в лес - нашло? части. Осмотрел машину. Оказалось сбита головка перескопа, пробил правый бак с газойлем. В двадцати местах разбит ленивец, держи
7 стр.
тся на одном подшипнике, изуродован снарядами поддерживающее колесо и ведущее колесо с правой стороны. Пробит провод маслобака, машина плохо слушает в разворотах.
Проехали дальше взяли бензину с Т-26 Алаевского подразделения, приступили к промывке б/ф? и спуска газойля с трансмиссий?
Ночевать остался в расположении своей пехоты так как машина была не исправна к светлому времени, да и не было нужды в тёмное время блуждать своих так как я знал что они по близости.
Организовав непосредственное
8 стр.
Охранение заснул под танком.
Утро 5-00 2.9. Туман
Пехота поднята в наступление. Завёл машину поехал к своим.
Остановился двигаться нельзя ленивец перекошен и может соскочить с оси.
Решил ехать доехал до расположения своих.
2.9.41г. старший лейтенант Д. Грачёв"