Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сбитый над Брянском советский самолёт.
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Великая Отечественная Война > Поисковая работа
Страницы: 1, 2, 3
Штрафник
Всем доброй ночи.



Вроде бы, на этой фотографии видны горизонтальные стабилизаторы хвоста (без рулей высоты) - 1 и 2. Вертикального киля хвоста, правда, почему-то не видно.
Видна бронеперегородка кабины - 3. Смущает, что двигатель лежит сзади хвоста - возможно, самолет перевернулся (скапотировал).

Фюзеляж, скорее всего, был деревянный - сгорел.
Blackwood
Относительно привязки. Для всех приведенных снимков локализация по местности 100%. Если есть сомнения, по любому фото на выбор могу сделать схему с углами. Всё идентично, к этому можно дальше не возвращаться, чтобы не ходить по кругу.
Штрафник
Если предположение по поводу переворота самолета верно, то получается что он упал приблизительно по этой схеме -



Останки самолета на фото лежат довольно кучно.
Случай
Цитата(Blackwood @ 3.1.2018, 13:27) *
Твоя метка попадает на место у восточной стены какого-то длинного сарая (около 75 м), который, судя по АФС, стоял вдоль совр. улицы Рославльской. От эпицентра зоны крушения это около 100 м.

Товарищи, видавшие в этом деле всяко, могли ли перенести останки погибшего лётчика с пахатного поля к сараю, да ещё на другую его сторону?
Случай
Лётчик был похоронен в 50-ти метрах от моего дома. Считалось, что это могила лётчика, который с парашютом к соседке прибежал. Его нашли, расстреляли и там похоронили. А первый погиб сразу и был в самолёте, с ним и сгорел, и похоронили его на месте. Я пытаюсь исключить вариант, что его всё-таки могли перенести к сараю. Если его не перенесли, то он здесь сейчас и лежит, либо под асфальтом, либо в огороде у соседей.
vikniksor
Меня немного напрягает на всех остальных фото отсутствие листвы на деревьях. Точно это август - сентябрь? Вроде что - то есть, но на обильные листья не похоже. Хотя, вот есть у меня скан прям из этого района. Немец явно в летней одежде, но при этом листьев тоже особо не видно. Может там тополя какие - то облезлые росли, специальный сорт такой? Снято от Таксопарка в сторону Полтинника, ВН башню, думаю, сами найдёте. Там, где стоит грузовик, судя по всему, поворот к на пер. Гаражный, там справа и табличка какая - то есть. Видимо с надписью "Направо ближайший путь к оврагу" )))
Blackwood
Цитата(Случай @ 4.1.2018, 0:16) *
По мне так это конец апреля, самое начало мая, но уже с натяжкой. Листвы ещё нет на деревьях, поле паханное без всходов, у баб ноги голые не в валенках, кто в пальто, кто в пиджаке и солнце там где оно весной бывает.


Согласен с Александром. Место падения - возделываемое поле. На всех фото оно распаханное и заборонованное, без всходов. Внешний вид тополей тоже похож на весенний.
kusnez
Если рядом с деревом происходит взрыв, даже по тем меркам несильный, то часть листвы осыпается, три взрыва и осыпется вся.
Кроме того, фотография того времени сильно искажает мелкие детали, допустим, поле на фото с нашим самолётом, кажется чистым, а если увеличить и внимательно присмотреться, в земле полно стерни и мелких обломков самолёта.
И часть теней от объектов могут не отражаться на фото.
Это всё надо учитывать.
Случай
Цитата(kusnez @ 4.1.2018, 20:21) *
Если рядом с деревом происходит взрыв, даже по тем меркам не сильный, то часть листвы осыпается, три взрыва и осыпется вся.
Кроме того, фотография того времени сильно искажает мелкие детали, допустим, поле на фото с нашим самолётом, кажется чистым, а если увеличить и внимательно присмотреться, в земле полно стерни и мелких обломков самолёта.
И часть теней от объектов могут не отражаться на фото.
Это всё надо учитывать.

Зиму и осень можно исключить ввиду того, что солнца не будет с той стороны. Оно всходит с той стороны когда самые длинные дни.
Случай


1 - водонапорная башня ( М.Видео)
2 - колхоз (сквер Гайдукова)
3 - сарай
4 - будущий таксопарк
5 - дом в который прибежал второй лётчик
kusnez
Читаем тризну:
"6 мая, рано утром...
Ведущий первой шестерки майор Глуховцев, он же ведущий всей группы, уже в самом начале полета к цели «сошел» с маршрута, «утвержденного командиром полка». Выйдя к промежуточному пункту маршрута — г. Козельск, Глуховцев вместо направления ст. Зикеево, ст. Самара-Радица повел группу в направлении на ст. Белые Берега. Поэтому, чтобы выйти на аэродром с северо-восточной стороны, как это было определено планом, группе пришлось сделать небольшой крюк и пройти через ж.д. станцию Брянск, которая прикрывалась большим количеством зенитной артиллерии всех калибров. В результате еще задолго до подхода к аэродрому штурмовики попали под сильный зенитный огонь. Внезапность налета обеспечить не удалось.

На подходе к аэродрому и над ним Ил-2 обстреливались огнем трех-четырех батарей малокалиберной зенитной артиллерии и большого числа крупнокалиберных зенитных пулеметов. Тем не менее штурмовикам удалось сохранить целостность боевого порядка и выполнить два захода для бомбометания и штурмовки матчасти на аэродроме. Выход из атаки выполнялся с левым разворотом. Группа старшего [64] лейтенанта Зацепы подавляла огневые точки зенитных автоматов.

По докладам экипажей и контролеров, к моменту выхода штурмовиков в атаку (5.17) на старте находилось шесть истребителей Bf109 с работающими моторами. Один из них пытался взлететь, но «на выдерживании ...прямым попаданием PC был разбит». На южной окраине аэродрома в районе ангаров было уничтожено 6 Bf109 и подожжено два ангара, а в западной части — уничтожено 5 Ju88. Кроме того, подавлен огонь двух зенитных батарей, разбито до пяти автомашин, стоявших у ангаров. На восточной окраине наблюдался большой взрыв — предположительно взорвался склад боеприпасов.

На отходе от цели на высоте 100 м штурмовики попали под удар шести истребителей противника Bf109 и Fw190. Атака отражалась огнем воздушных стрелков. Истребители прикрытия в это время «находились на высоте 1000 м и не видели атаку» пилотов люфтваффе, но, получив по радио сигнал о нападении, снизились и встретили немецкие истребители на выходе из атаки. В ходе завязавшегося воздушного боя два «фокке-вульфа» были сбиты.

При возвращении домой на участке железной дороги Брянск, Стеклянная Радица экипажи штурмовиков по ходу дела обстреляли ж.д. эшелон. В результате было уничтожено до четырех вагонов.

С боевого задания не вернулись четыре экипажа: младший лейтенант М. Ф. Дядичев (воздушный стрелок сержант Н. Г. Салата) — самолет зав. № 1873250, младший лейтенант Б. И. Новиков (воздушный стрелок красноармеец Р. М. Семаков) — самолет зав. № 1874647, младший лейтенант Ф. Г. Лапшин (воздушный стрелок младший сержант Е. А. Гаврилов) — самолет [65] зав. № 1878250, младший лейтенант Д. 3, Лаптев (воздушный стрелок сержант П. К. Деркач) — самолет № 1875950.

По докладам возвратившихся летчиков и воздушных стрелков, Дядичев и Новиков «были потеряны из виду над целью», самолет Лапшина «задымил в районе цели», а Лаптев «предположительно ушел от цели курсом 25°».

Кроме этого, младший лейтенант В. Ф. Муравьев (воздушный стрелок сержант М. Г. Клемин) на поврежденном зенитным огнем самолете сел на вынужденную посадку в районе Бряньково. Штурмовик имел 10 пулевых и четыре снарядные пробоины в центроплане и плоскостях крыла. При посадке подломилась правая стойка шасси, поврежденная снарядом малокалиберной зенитной артиллерии. Ил-2 (зав. № 1876350) был разбит и в дальнейшем списан. Экипаж не пострадал......"

От немцев
"06.05.43 04:25 Il‑2 44 733: tiefflug ... подбит на бреющем , место --- -теперь южная окраина Брянска ...примерно р-н Ковшовка , что сев. Свень
06.05.43 04:30 Il‑2 44 881: tiefflug подбит в р-не примерно Сергеевка- Ц.Займище-Липовка карачевского р-на"


экипаж Лаптев -Деркач, ст. Свень http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=...%E5%F0%EA%E0%F7
Blackwood
Внесу ясность по привязке на современной местности. Как я писал ранее, у меня есть рабочий cad-файл, в котором я сводил немецкую АФС и современную спутниковую съёмку. По сути это электронный чертёж с интегрированными растровыми изображениями. Он состоит из расположенных друг над другом трёх слоёв, очерёдность отображения которых можно переключать. Первый слой - немецкая АФС; второй слой - связующая векторная графика; третий слой - современная спутниковая съёмка. Вначале вставлялся первый слой; затем на него наносился второй слой (линии обвода зданий и сооружений, не изменивших свой контур за прошедшее время); третий слой накладывается на связующую графику и подгоняется до нужной сходимости. Затем все слои масштабируются по некоторому объекту, размеры которого в плане доподлинно известны. После этого в файле можно производить автоматические измерения и исследовать соотношения слоёв. Проблема только одна - дело в том, что на любой АФС, засчёт наклона фотокамеры, присутствует небольшое искажение фото снимаемой местности относительно её, скажем, картографической проекции. Спутниковая съёмка этого лишена. Поэтому при наложении больших участков в масштабе города, при относительно точной привязке центральной части, края начинают "уходить". Конкретно в случае с Советским районом, расцентровка объектов слоёв по окраинам составляет до 20 м. Интересующий нас объект расположен как раз на окраине. Поэтому оцентруем слои в этом районе отдельно, используя близлежащие объекты.
Blackwood
Нанесём на слой АФС связующую графику. Возьмём два комплекса сооружений.

Первый, в районе современного Автовокзала.



1 - здание бывшей Канатной фабрики;
2 - довоенная коробка современного 6-го корпуса БГУ;
3 - недавно уничтоженные царские казармы в районе Рынка, следы которых ещё видны на съёмке.
Blackwood
И второй, в районе современного Таксопарка.



1 - трансформаторная будка на углу с пер. Осоавиахима;
2 - довоенные корпуса ремонтных мастерских.
Blackwood
Автор этого поста в своё время имел доступ к проектной документации существующего на месте Таксопарка торгового центра. Могу отметить, что за его фасадами прячется несколько перестроенный, но сохранивший исходный объём, довоенный несущий каркас мастерских. Вот фрагмент плана реконструкции (корпуса бывших мастерских показаны штриховкой):



Так что, его тоже можно использовать в качестве ориентира на местности.
Blackwood
Ну, и "натягиваем" спутниковую съёмку на полученные контуры методом последовательных приближений.

Blackwood
Слои в требуемом районе отцентрованы. Теперь сверяем масштаб для последующих измерений. В качестве проверочных размеров для наглядности возьмём габариты ремонтных мастерских из проекта. По наружным граням они составляют 37,6 х 63,1 м. Проверяем в программе:



Масштаб есть, теперь можно переходить к нашему полю.
Blackwood
На АФС обведём контур поля, дороги и сарай.



Общие размеры поля получились 106 х 193 м. Размеры сарая: 16 х 66 м. Погрешность +/- 0,5 м.
Blackwood
И, когда вся работа сделана, просто выводим на передний план современный слой и смотрим, что вышло.

Blackwood
Дальше можно попробовать в масштабе примерно разложить запчасти с фото. Напишите мнения, кому что видится в других крупных обломках, к чему они принадлежат. Тогда их можно будет отрисовать на схеме поля исходя из известных размеров самолёта.
Случай
1appl.gif Вот, то, что надо. Получается могила была за сараем. Переносить погибшего лётчика с поля за сарай, не вижу смысла. Значит второго таки расстреляли у стенки сарая.


А можно обозначить место, где стояла та группа мужичков, склонив головы?
arhan
Цитата(Случай @ 5.1.2018, 10:08) *
У стенки сарая.

Предположим. За говорит то, что упавший с высоты человек становится как холодец, ну очень неудобно тащить и смысл.
Если второй лётчик (стрелок скорее всего , если самолёт планировал им должен кто-то управлять) выпрыгнул с парашютом, то на какой высоте и где приземлился. Предположу, что высота была небольшая, он увидел где упал (приземлился) самолёт и если летели с бомбежки аэродрома, побежал по направлению к месту падения, недобежав, был укрыт местной жительницей и впоследствии пойман.
Вопрос почему его расстреляли.
Где-то читал, что даже был отдельный концлагерь для летунов. Опять же немцы педантичны, проводили допросы, тем более не простой боец, а летун.
Этого мы видимо уже не узнаем. Хотя, судя по этой теме, чудеса бывают и все возможно.
arhan
Цитата(Случай @ 5.1.2018, 10:20) *
А можно обозначить место, где стояла та группа мужичков, склонив головы?

На первой фотографии тоже мужик склонился над телом? обломком самолета? И что-то поднимает.
Если сопоставить снимки это одно и тоже место?
vikniksor
Хочу уточнить. Б'ольшая часть выложенных сканов находятся в Брянске, но только в виде негативов. Часть на обычной плёнке 35 мм, часть на широкой, что- то около 6 на 9 см кадр. Негативы с кадрами № 4,5,6,7 я брал специально для создания этой темы и относил в фото ателье, сделав там фотографии. То ли оригиналы сами такие, то ли что ещё, но результат все видят. Я отсканировал, обработал и даже добавил кучу резкости. Но, лично мне неприятно на них смотреть. Можно было бы, конечно, просто отсканировать негативы у них же. Но, там другая проблема. Их дорогие японские машины тянут с плёнки такое количество мусора... Иногда смотришь, более - менее. Иногда просто напрягает шум на заднем плане. А иногда тянутся все невидимые на фотографиях трещинки эмульсии. И вроде ничего скан, а лучше не увеличивать. Иногда чувствуется, что что - то не так, вроде бы как лёгкое двоение, кадр вроде ничего, а смотреть неприятно. И всегда процентов минимум 10 от картинки теряется. Так что это кот в мешке. А приличных сканеров плёнки в Брянске вроде нет совсем. Только унылая дешёвка. И я решил не рисковать, а просто сделать фото.
На ЮТ есть много видео, как можно в домашних условиях оцифровать плёнку с весьма приличным качеством, но, там чаще всего нужна хорошая зеркалка, а я, например, совершенно не умею её пользоваться. Ну или, например, сканер, в котором можно выключить при сканировании свет. У меня и моих знакомых такого нет.
Это я всё к чему? Если среди читающих есть специалист (хотя бы на любительском уровне), который неплохо может оцифровать негативы, то я могу попытаться (не гарантирую на все 100, но попытаюсь) взять все имеющиеся негативы и дать ему на пробу. Возможно, что будет немного получше картинка. В первую очередь, конечно, хорошо бы оцифровать большие негативы. Почти всё, что в более - менее приличном качестве выложено, это с них. Но, этих сканов в большом разрешении нет, часть их обрезана при сканировании, часть подсвечена и вообще, их сканировали особо не стараясь, лишь бы побыстрее сделать. То есть специалист может сделать и получше.
Если кому - то интересно заняться, то пишите в личку. Хотя, может и такого качества для этой темы и хватит.
kusnez
Мы киноплёнку немецкую тоже уже несколько лет оцифровать не можем, а там съёмка наших мест с самолёта.
kusnez
Тему разделил на две и почистил.
Тема со вторым самолётом, тут: http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=21848&st=0
Случай
Цитата(arhan @ 5.1.2018, 10:25) *
На первой фотографии тоже мужик склонился над телом? обломком самолета? И что-то поднимает.
Если сопоставить снимки это одно и тоже место?

Это фашист. Тоже место.
Blackwood
Не стоит исключать того, что некоторые обломки могли перемещаться, или были вывезены (вынесены) с поля к моменту съёмки.
Blackwood
Правое крыло не перевёрнуто. Об этом говорит положение вот этой нижней гофрированной дверцы у основания стойки шасси:

xxxxx
Цитата(Blackwood @ 5.1.2018, 22:48) *
Не стоит исключать того, что некоторые обломки могли перемещаться, или были вывезены (вынесены) с поля к моменту съёмки.

на 3 стр. фото №10 лошадь стоит
Blackwood
Фото №7 зазеркалено.
Фото №9 зазеркалено.
Фото №11 зазеркалено.
Фото №12 зазеркалено.
Фото №8, как ни странно, не зазеркалено - хотя оно из той же серии, что и те, что я назвал выше.
Blackwood
Нашел фотку, как реально выглядят нервюры крыла. Что-то вживую не похожи они на те запчасти. Надо смотреть ещё.
Blackwood
Цитата(Blackwood @ 8.1.2018, 17:13) *
Нашел фотку, как реально выглядят нервюры крыла. Что-то вживую не похожи они на те запчасти. Надо смотреть ещё.


Так, вот это - руль направления хвоста.



Проекция не очень удачная - он плашмя лежит. Все детали - строго там где надо. Ось, нервюры с круглыми дырками, триммер, и даже гибкие связи очень отчётливо видны (шнуровка из металлических лент по центру руля).
vikniksor
Цитата(Blackwood @ 7.1.2018, 16:50) *
Фото №7 зазеркалено.
Фото №9 зазеркалено.
Фото №11 зазеркалено.
Фото №12 зазеркалено.
Фото №8, как ни странно, не зазеркалено - хотя оно из той же серии, что и те, что я назвал выше.


Они уже давно были на ЕБ в продаже в негативах. Мне их показал один знакомый. И сообщил, что вроде ВН башня похожа на нашу. Но и подписаны они были просто как "Руссланд" без конкретики и я тогда слышал об этой аварии краем уха и скорее принимал её за городской фольклор и стоили, видимо, не копейки. Так что лично я не обратил на это никакого внимания. Тем более, что лично меня это не так сильно интересовало. А знакомый, оказывается, сохранил сканы из раздачи. А я и не знал. И вот и поделился ими, когда тема всплыла.
Даже не представляю как можно было так погано оцифровать, но, видимо, продавец как положил полосой, не смотря, где эмульсия, так и цифровал, сделав снимки зеркальными. Могу предположить, что они все были такими. Но, кто - то или сам продавец или мой знакомый узрел, что люди на фото явно не такие и понял, что именно это фото не так сделано (V не на том рукаве) и перевернул в редакторе.
Кстати, мой маленький опыт подсказывает, что обычно в касках люди не ходят. Видимо "боец" или на посту был (хотя и там чаще в пилотках стояли), либо состоял, например, при том же зенитном орудии и был послан проверить и доложить о результатах.
П.С. Конечно хорошо, что определилось место падения и оно так хорошо совпало с остальной информацией, что говорит о реальности произошедшего. Больше ничего определить не удасться? Ни даты, ни имён?
Blackwood
И каркасы руля высоты рядом узнаются. Да и сам хвост по самую бронеспинку тут лежит. Просто у хвоста каркас деревянно-фанерный и он весь выгорел. На фото №6 он догорает (белый дымок), а покрышка хвостового колеса чадит чёрным дымом.

Blackwood


Задняя бронестенка сопряжена с куском днища и фрагментом боковой брони правого борта. За счёт этого она имеет вертикальную устойчивость на земле.
Blackwood
Вот этот же фрагмент с другого ракурса. Обратите внимание какой рваный край, а броня 6 мм. Сразу за бронеспинкой находился топливный бак на 286 л. Я так понял, он кабину и разорвал...

Blackwood
Цитата(Blackwood @ 8.1.2018, 19:47) *
И каркасы руля высоты рядом узнаются. Да и сам хвост по самую бронеспинку тут лежит. Просто у хвоста каркас деревянно-фанерный и он весь выгорел. На фото №6 он догорает (белый дымок), а покрышка хвостового колеса чадит чёрным дымом.


Вот этот кусок, он в Ил-2 весь горючий, включая киль. Как, кстати и стабилизатор. Поэтому на фото выжили только рули.

Blackwood
Фото №10 тоже отзеркалено.
kusnez
Баки так не рвутся, броню не рвут точно.
Blackwood
Цитата(kusnez @ 8.1.2018, 22:00) *
Баки так не рвутся, броню не рвут точно.

А отчего мог быть такой разрыв? Может, детонация снарядов в бомбоотсеке?
kusnez
Если в воздухе то прямое попадание РС или с земли что-то крупное, если на земле, то могло что-то и сдетонировать от удара или от пожара..
Blackwood
Цитата(kusnez @ 9.1.2018, 0:40) *
Если в воздухе то прямое попадание РС или с земли что-то крупное, если на земле, то могло что-то и сдетонировать от удара или от пожара..


Да, сейчас ещё поштудировал материалы по конструктиву Ил-2. В баке стояла противопожарная система нейтрального газа. При попадании снаряда газ заполнял свободное место в бензобаке и взрыва не происходило.
Blackwood
Ещё понял один важный момент - на фото серийный "эконом-вариант" штурмовика, с деревянными консолями крыльев и фанерно-перкальной обшивкой. Это видно по левому крылу. А на фрагменте с правым крылом - оно выгорело, оставив практически голый остов. Причём, крыло лежит на верхней стороне, а не на нижней - как я писал ранее. Возвышающаяся часть группы обломков - ни что иное, как стальной каркас рамы центроплана, лежащий на остове бронекабины без левой стенки.
Blackwood
Как-то так:

Blackwood
Работа над ошибками:



Все обломки условно разбиты на четыре группы. Красной штриховкой показаны зоны сплошного выгорания.

1. Носовая часть.

1а - Винт на втулке. Лопасти согнуты.
1б - Мотор АМ-38 или его модификация. Перевёрнут на верхнюю сторону, кожух отсутствует.

2. Левое крыло.

2а - Основная часть крыла без крупного фрагмента. Лежит на нижней стороне.
2б - Половина левого элерона с пазом для триммера.

3 - Правое крыло с элементом бронекабины.

3а - Сильно выгоревший, перевёрнутый остов крыла. Лежит на элементе бронекабины, конструктивно соединённом с рамой центроплана.
3б - Стойка шасси с колесом.

4. Хвостовая часть.

4а - Задняя бронеплита с фрагментом боковой брони.
4б - Каркас хвоста с килем и стабилизаторами. Почти полностью выгорел.
4в - Металлический каркас руля направления.
4г - Металлические каркасы рулей высоты.
Blackwood
Схема привязки фото к АФС,.
Маркерами Х1 и Х2 помечены небольшие видимые фрагменты самолёта, точное опознание которых невозможно.

Blackwood
Перевод на современную местность:

Blackwood
У меня пока всё. Дальше можно пообсуждать версии обстоятельств самого крушения.

...А, ещё забыл написать - контуры фрагментов 3, 4 условно показаны невыгоревшими.
Blackwood
Цитата(Blackwood @ 10.1.2018, 1:59) *
Дальше можно пообсуждать версии обстоятельств самого крушения.


Например, такая: самолёт зашёл на аэродром с северо-востока, отбомбился и пошёл на круг/разворот левым бортом. Где-то в районе Судка получил мощный удар зенитного снаряда и потерял левое крыло. Крыло, не загоревшись, упало в начале поля. Самолёт, потеряв равновесие, перевернулся и под небольшим углом почти плашмя упал на поле чуть дальше крыла. Мотор с работающим винтом отлетел вперёд, винт погнулся о землю и отскочил в сторону. От удара отломился и перелетел через корпус хвост и стойка шасси. Вокруг разлилось воспламенившееся топливо.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.