Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: История России - XI век, коротко
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Общий раздел > Увлечения и полезная информация
kusnez
Цикл тем "История России - Исторические ликбез"

Начало - История России до X века

Информация взята, тут http://historynotes.ru/gosudarstvo-vo-2-y-...ne-10-11-vekov/
kusnez
Государство во 2-й половине 10-11 веков

Во второй половине 10 в. свои позиции продолжали укреплять киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича (964-972 гг.) подчинить себе все восточнославянские племена.
Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.
Особенность геополитического положения Древней Руси была в том, что она граничила как с западно-христианской цивилизацией, так и с исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками - язычниками.
Основным направлением внешней политики древнерусского государства было «собирание» земель в единое территориальное целое; а также защита границ, обеспечение государственных интересов в международной торговле, организация завоевательных походов.
Ведя непрерывные войны, древнерусское государство укрепило свои позиции в Причерноморье, Подонье, Прикубанье и на Тамани, где было создано Тмутараканское княжество. В результате похода киевского князя Святослава был разгромлен Хазарский каганат, который облагал данью Русь до середины 10 в. Владимир I, продолжая политику Святослава, восстановил влияние на Северном Кавказе, посадив на княжение в Тмутаракани сына Мстислава.
После смерти Владимира в 1015 г. началось время междоусобиц. Его сын Святополк, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, объявил себя великим князем Киевским. Но в 1019 г., оставшийся в живых брат Ярослав при поддержке варягов разгромил дружину Святополка на реке Альта и занял киевский великокняжеский престол. Именно на период правления Ярослава Мудрого пришелся расцвет русского государства. Одним из опаснейших его соперников был Мстислав Тмутараканский, который правил на левом берегу Днепра.
Ярославу удалось осуществить полное объединение земель только после смерти Мстислава.
При Ярославе Мудром Русь становится одним из сильнейших государств Европы.
Ярослав совершает успешные походы в прибалтийские земли, где закладывает г. Юрьев. Он предпринимает военные походы против Византии, добивается победы над печенегами в битве под Киевом в 1036 г.
Государственные реформы Ярослава Мудрого выразились в принятии первого письменного свода законов - «Русская Правда», который регулировал общественные отношения, устанавливал порядок разрешения различных споров и возмещения нанесенного ущерба.
Этими законами, в частности, регулировались взаимоотношения между княжескими дружинниками и населением Новгорода; предусматривались наказания за побои, увечья, укрывательство преступника, конфискацию имущества, изгнание в случае тяжких преступлений. «Русская Правда», опиравшаяся на нормы права и прежнее законодательство, вошла в историю Руси как сложный и значимый для своего времени юридический документ.
При Ярославе произошел значительный рост экономики. Заселялись новые места, воздвигались города. Были построены замечательные соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, основаны многочисленные монастыри, наиболее значительным из которых является Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г.
Первым русским митрополитом был Илларион. Монастыри стали центрами просвещения и культуры, в них создавались русские летописи, развивалась грамотность, распространялось христианство.
В Новгороде было основано первое училище.
Для укрепления влияния церкви десятая часть введенного князьями оброка (церковная десятина) отдавалась на нужды церкви.
Существенная черта политики Ярослава - укрепление власти князей.
kusnez
Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11 веке

В 10 веке началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр – Киев. В 11 веке этот процесс получил новый виток развития, государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Несмотря на то, что Русь больше не была союзом племен, а была уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым – в ее состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.
Русская территория в 11 веке простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан город Владимир Залесский и позднее княжество) и до верховьем Западного бута (город Владимир Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты – эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако, в целом, Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.
Несмотря на то, что разноплановое население и пестрое этнически теперь вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился – племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которая не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Несмотря на то, что большая часть Руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, все еще оставалось довольно много язычников и процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12 веке.
Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие, как в вече – народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11 веке

В 988 году произошло Крещение Руси и Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью, начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала новой политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но также о духовности и нравственности своего народа.
У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую (отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества – высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати. Богатых и бедных. Именно в 11 веке с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12 веке прочно утвердится, как основной государственный.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, появляется русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей – именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11 века на Руси

1017-1037 гг. – строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;
1019 г. – великим князем становится Ярослав Мудрый;
1036 г. – ряд успешных походов Ярослава против печенегов;
1043 г. – последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;
1095 г. – основание Переяславля-Залесского;
1096 г. – первое упоминание о Рязани в летописях;
1097 г. – Любечский съезд князей.
Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, это оказало и положительное влияние – начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.
kusnez
Культура Киевской Руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.
Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).
Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.
Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.
Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.
Временем политического и культурного расцвета Киевской Руси принято считать годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. В городе было 400 церквей (в том числе и собор Святой Софии, воздвигнутый в честь победы Ярослава над печенегами в 1036 году), въезд в Киев украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.
В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей, было положено начало русскому летописанию. Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи. Сподвижник Ярослава - митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам князя Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.
Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).
Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.
На основании этого, можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).
Успешно развивались И внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод, стал зятем императора Византии - его 3 дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.
kusnez
Краткая биография князя Ярослава Мудрого

Ярослав - сын полоцкой княжны Рогнеды и Владимира Святославича. Уже в 987 г. ему в княжение были отданы Ростовские земли. Но, после того как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде. Смерть великого киевского князя Владимира спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в Ростовских и Смоленских землях и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось. Все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 году. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.
Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. Поскольку в летописях упоминается два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна – после ухода в монастырь.
В годы правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.
Благодаря разумной внешней политике Ярослава Мудрого, авторитет государства на международной арене значительно вырос. Удачлив оказался князь и в военных делах. Успешными были совершенные им походы на Польшу, княжество Литовское, в земли, принадлежавшие финским народам. Но одной из наиболее важных для Руси была победа над кочевниками печенегами 1036 г.
В последний раз Киевская Русь при Ярославе Мудром столкнулась с Византией. Конфликт завершился подписанием договора о мире, подкрепленного династическим браком. Сын князя Всеволод женился на византийской принцессе Анне. Ярослав использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Другие сыновья Ярослава Владимировича Мудрого - Святослав, Вячеслав и Игорь, женились на немецких принцессах. Старшая дочь Елизавета была супругой Гаральда, норвежского принца. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха 1, а Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андреем 1.

Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». Нельзя не отметить, что при Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»).
Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым, кроется не только в любви князя к книгам и церкви, но и его великих деяниях, сделавших Русь одним из сильнейших государств. Правда, появилось это прозвище относительно недавно, во второй половине 19 века. Во времена своего правления князь был известен как «Хромец». Он действительно был хром, но этот недостаток считался признаком особой силы и ума. И краткая биография князя Ярослава Мудрого подтверждает, что эти качества были присущи ему в полной мере. Князь прожил долгую жизнь и умер в 1054 г. в возрасте 76 лет. После его смерти наступила очередная кровопролитная усобица.
vikniksor
Юрий, если честно, то по моему Вы делаете людям медвежью услугу. Вы тут не историю рассказываете, а ещё сильнее в непросвещенный народ вбиваете сборник мифов и легенд, недостойный называется российской историей, поскольку большую часть из того, что тут написано, было опровергнуто историками. Некоторые мифы, такой как, например, убийство Святополком нескольких братьев, опровергнуты ещё аж в 19 веке. Никто из серьёзных историков про такое и заикаться не будет. Однако тут это во всей красе представлено. image083.gif angry.gif Того, чьи "труды" Вы тут цитируете, следует просто хорошо выпороть и больше не подпускать к составлению каких-либо то текстов.
kusnez
Отлично. давайте со Святополком разберёмся, дайте что-то из официального на эту тему.
Говорят уже и с Рюриком разобрались, кто он и откуда и с Олегом, позже, если кто сочтёт нужным это обсудить, обсудим.
Я если честно для себя лично это всё выкладываю, читаю и прочитанное выкладываю тут, в моей голове немыслимое количество узкой исторической информации, а основы, как оказалось, нет, я её в школе изучил и забыл, потом в 18 лет вспомнил на год-два и опять забыл. хочу вспомнить в третий раз, что бы было что опровергать касательно Святополка и всего остального.

Это я к тому, что народ наш Святополка часто тоже никакого не знает, ни правильного, ни неправильного, а тут какой-никакой, а Святополк
kusnez
А дальше пойдут уже достаточно известные и гораздо лучше зафиксированные события. там что ни война, то сплошные споры историков, надо же с чего-то начинать, вот и начал.
kusnez
Мы так договоримся и до выступления народных масс против канонизации Бориса и Глеба. их же как мучеников канонизировали. а Святополк их не убивал.
Может конечно и Ярослав варягов на убийство послал, тогда всё равно святые, но исследователи в 19в. так и не ответили на вопрос: - зачем Ярославу убивать Бориса и Глеба, они же его признали великим князем, или уже ответили?

ПВЛ разумеется вся переписана и дополнена многократно.
kusnez
Создание Русской Правды

Русская правда – нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

Русская Правда – первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. Русская Правда является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.
В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.
Происхождение Русской Правды сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают, прежде всего, с именем Ярослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала Русской Правды, только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания Правды трудно. Переписывалась Правда несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники Русской Правды

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант Русской Правды входят следующие источники:
Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана 1020-е или 1030-е годы);
Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);
Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев, в частности, правила кровной мести. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант русской Правды дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. Русская Правда в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Общее содержание Русской Правды

В целом, нормы уголовного права, описанные в Русской Правде, соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений – убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что Русская Правда описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.
Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства. Русская Правда определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. Русская Правда предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.
Еще одна сторона, описанная в Русской Правде – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди – крестьяне, смерды, холопы и многие другие – находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение Русской Правды

Русская Правда является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, Русская Правда стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.
Создание Русской Правды заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание судебника 1497 года) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Русская Правда впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.
kusnez
Феодальная раздробленность Руси

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.
Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли.
Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.
В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.
Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.
В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.
Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.
Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.
В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты - 250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств).

Наиболее крупными государственными образованиями были:

Киевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);
Владимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);
Черниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);
Галицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);
Полоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетий.
kusnez
Междоусобные войны на Руси

Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории.

Основной период междоусобиц пришелся на 10-11 век. Основными причинами вражды между князьями стали:
Недовольство в распределении территорий;
Борьба за единоличную власть в Киеве;
Борьба за право не зависеть от воли Киева.
Всего можно насчитать три крупных феодальных междоусобицы в этот период:
Первая междоусобица (10 век). Вражда между сыновьями Святослава;
Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда между сыновьями Владимира.
Третья междоусобица (конец 11 века). Вражда между сыновьями Ярослава.
На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Несмотря на то, что наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать Киевским князем и иметь возможность подчинить себе собственных братьев.

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.
В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.
В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войнов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.
В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.
Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.
Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает Владимир и начинается новая вражда – междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать Киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.
Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.
В 1016 году начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.
Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча, Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими войнами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.
1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Несмотря на то, что Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.
Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, а Игорю – Владимир.
В 1054 году умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.
Практически весь 1068 год на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 году власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 года Изяслав правит Русью.
kusnez
Съезд князей в Любече

Любечский съезд – собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в городе Любече (на реке Днепр) в 1097 году. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:
жестокая междоусобная война между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
необходимость создать единую армию для сопротивления половцам, чьи набеги наносили серьезный вред стране.
Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом, который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11 века находилась в крайне сложном положении. С 1094 года шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось набегами половцев.
Владимир Мономах потерпел поражение в бите на Стугне в 1093, уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 году князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.
Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей между собой – с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались, в основном, переделом территорий. После многочасовой дискуссии, съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

В результате, территории были поделены следующим образом:

Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.
Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам – родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.
Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 год), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.
vikniksor
Цитата(kusnez @ 7.1.2017, 21:35) *
Мы так договоримся и до выступления народных масс против канонизации Бориса и Глеба. их же как мучеников канонизировали. а Святополк их не убивал.
Может конечно и Ярослав варягов на убийство послал, тогда всё равно святые, но исследователи в 19в. так и не ответили на вопрос: - зачем Ярославу убивать Бориса и Глеба, они же его признали великим князем, или уже ответили?

ПВЛ разумеется вся переписана и дополнена многократно.

Это слишком долгое повествование будет, если начать про это рассказывать. Уж точно на страницу. А мне лень писать. Если совсем уж вкратце, то про эти времена есть 3 источника.
1. ПВЛ - большая часть написанного лишено элементарной логики и все действия разворачиваются в условиях полнейшего пространственно - географического и временного произвола. То есть герои едут в одну сторону, а через пару строчек оказываются совершенно в противоположном направлении. Логика поступков полностью нарушена, действия ничем не мотивированы. Автор текста совершенно не понимал , что ему писать, поскольку через полстолетия все уже забыли об этом происшествии. А так как в его времена был ещё один Святополк, к которому автор относился весьма отрицательно, то он очень многое от второго перенёс на первого. И то, что он князь туровский и часть действующий лиц названа именами из рассказа об ослеплении Василька Теребовльского.
2. Скандинавская "Прядь об Эймунде". Эймунд в это время был на Руси. Вернувшись, он многое приврал и после этого рассказ несколько веков ходил в устной форме, за это время пересказчики от себя столько добавили и изменили, что мало что осталось похожее на правду. Прядь знает только 3 князей - если брать славянское произношение, то это Борислав, считается, что в этом имени слились Борис, Болеслав и Святополк; Ярослав и Брячислав, князь Полоцкий. По пряди Именно Ярослав отдал приказ убить "Борислава". Но в целом там такая развесистая клюква, что особо верить скандинавам не стоит. Тем более, что по внутренней хронологии саги Эймунд прибыл на Русь в 1019 году, а князь Владимир умер в 1015. То есть Эймунд вряд ли мог кого - то живым застать. Всё произошло до него.
3. Хроника Титмара Мерзенбургского. Последний был в войске Болеслава, когда оно вошло в Киев в 1018 году. Титмар не сколько описывает происходящие события, сколько философски рассуждает о них. Но тем не менее, он сообщает, что сразу после смерти князя Владимира, Святополк бежал из тюрьмы, куда его посадил отец, в Польшу к своему тестю Болеславу и до 1018 года в Киеве не появлялся. Титмар пишет только о Святополке, Ярославе и ещё о каком - то его брате, но не называет почему - то его по имени. Остальных князей он не знает.
И есть есть пару фактов.
4. Есть пару сотен серебреников того периода. На них написаны следующие имена: Владимир, Святополк, Ярослав и какой - то загадочный Пётр (в форме Петрос и Петор). Единственный человек, носящий на монете христианское имя. Христианские имена всех князей, кто сидел в Киеве в те времена, известна. Петра там нет. Значит, это кто - то, кто не попал в официальную историю.
В 1016 году византийское правительство обратилось за помощью "к брату Владимира по имени Сфенг" для помощи в усмирении Крыма. Помощь была оказана. Согласно всем договорам с греками, последние должны были обращаться за помощью именно к великому князю в Киев. Согласно древнерусскому праву престолонаследования, престол должен был переходить брату умершего, а не сыну. То есть есть шанс, что Сфенг это реальный персонаж и в 1016 году сидел в Киеве и печатал там свои деньги под именем Пётр.
Такие вот факты. Есть куча дырок и куча однозначно недостоверной информации. Есть куча информации, которую проверить нельзя. Каждый волен интерпретировать её по своему усмотрению. Логичнее всего предположить, что Святополк не убивал ни Бориса, Ни Глеба, ни Святослава Древлянского, о котором все забывают. Так думают очень многие профессиональные историки. Так логичнее.
П.С. Кстати, РПЦ чтит 2-х братьев именно под языческими имена, не смотря на то, что христианские имена их известны, уж не знаю, как давно. В принципе, насколько я понимаю, Кукша - это тоже не христианское имя. smile.gif
tigun
Уважаемый vikniksor !
К четвёртому пункту хотелось бы добавить, что все дети, рождённые у Владимира от Анны Византийской, значились бы порфирородные, однако, имевшие прямые претензии на Византийский престол. Но как всегда, летописи подчищены, дети от Анны неизвестны.
Но и не только от этой византийской багрянородной принцессы .......
Vova
Друзья! Если мы будем показывать кучу версий, то в голове у простых людей (имеется в виду без высшего исторического образования)образуется полнейшая каша. Самое интересное, что эта тьма версий истории также может быть легко опровергнута. Так вот : а что останется в головах простых людей????????? Останется одно отвращение ко всему и полный "чердак" бардака. Мы многие ностальгируем по советским учебникам(а они действительно были хороши, хоть и с недостатками). Дело в том , что они были написаны профессионалами образования, а не заумными учеными далекими от всего , а порой и действительности. Учебники были просты в восприятии и понимании в том числе и истории. Сейчас в Америке ведь тоже(хотя это и для нас не показатель) учебники просты и даже с " историческими мифами". Ну и пусть. Главное ведь что бы у людей появился это интерес к истории, её любовь, патриотизм. А вот все подробности и истину( А есть ли она в истории????-ведь мы одно делаем, другое что мы при этом думаем, а люди все это по разному воспринимают ведь все это порой разнится) люди познают сами , пусть и с помощью тех же историков. Юрий правильно написал, что дает хребет, костяк(пусть и мифах)нашей истории. А ведь многое , то что он дает в ссылках до сих пор в школьных учебниках преобладает! Так что разновариативная история должна быть несомненно, но когда есть какая-то база. У нас она одна. (на Украине к сожалению другая).
Если Вы женаты, то вопрос:Вы постоянно со своей супругой имеете одно и то же мнение обо всем???? Если "да", то наверное это просто чудо!
Так и кандидатских и докторских диссертациях показывается своё авторские видение истории на основе различных источников(обычно официальных). Это отлично!!! Но должен быть этакий хребет истории, который к слову до конца до сих пор историки не выработали к сожалению.
Мои реплики вместе с тем не означают, что мы не должны друг друга поправлять и дополнять в познании истории как любители и как профессионалы.
vikniksor
Цитата(tigun @ 8.1.2017, 19:17) *
К четвёртому пункту хотелось бы добавить, что все дети, рождённые у Владимира от Анны Византийской, значились бы порфирородные, однако, имевшие прямые претензии на Византийский престол. Но как всегда, летописи подчищены, дети от Анны неизвестны.
Но и не только от этой византийской багрянородной принцессы .......


В Византии всю её историю кто смог захватить престол, тот и основал династию. Сколько она смогла продержаться, столько и смогла. Какие порфирородные то?
Кстати, Анна вышла замуж в 25 лет (хотя я и видел дату её рождения и даже раньше). По тем временам так вообще вековуха. Например, Оттон 2, император СРИ, женился на 12-тилетней византийке.
Мать её была в юности проституткой, потом женой 2-х византийских императоров, которых, как считается, и убила. Хотела быть женой и третьего, но тот решил не рисковать. Так что гордиться нам то тут вроде как и нечем.
tigun
Цитата(vikniksor @ 8.1.2017, 19:07) *
В Византии всю её историю кто смог захватить престол, тот и основал династию. Сколько она смогла продержаться, столько и смогла. Какие порфирородные то?
Кстати, Анна вышла замуж в 25 лет (хотя я и видел дату её рождения и даже раньше). По тем временам так вообще вековуха. Например, Оттон 2, император СРИ, женился на 12-тилетней византийке.
Мать её была в юности проституткой, потом женой 2-х византийских императоров, которых, как считается, и убила. Хотела быть женой и третьего, но тот решил не рисковать. Так что гордиться нам то тут вроде как и нечем.

Не будем сейчас обсуждать, чья мать была проституткой, а чья рабыней.
Вы мне объясните, тягу Владимира жениться на Рогнеде, а потом всё же на Анне, даже растоптав веру предков, приняв христианство перед женитьбой?
kusnez
Отличная дискуссия, спасибо!
И учебники истории и официальная её версия очень медленно и мелкими штрихами, но будут меняться и меняются в направлении современных профессиональных исторических исследований.
vikniksor
Цитата(tigun @ 8.1.2017, 21:07) *
Не будем сейчас обсуждать, чья мать была проституткой, а чья рабыней.
Вы мне объясните, тягу Владимира жениться на Рогнеде, а потом всё же на Анне, даже растоптав веру предков, приняв христианство перед женитьбой?

А что объяснять? Иметь много жён у князей - это общеславянский обычай. Об этом говорят многие иностранные источники. Например, у польского князя Мешко, принявшего, кстати, христианство, тоже было много жён. 8 вроде, уже точно не помню, причём немецкий хронист прямо пишет, что это славянский обычай. У великого князя Святополка, умершего в 1113 году, было 2 официальные жены и сам он был рождён неизвестно от кого. По крайней мере единственная официально известная жена его отца, немка, кстати, по происхождению, не была его матерью. У Владимира тоже, кстати, было куча жён, а количество детей, если верить источникам, просто зашкаливало. Титмар, например, пишет о том, что в 1018 году поляки захватили в Киеве мачеху Ярослава и 9 его сестёр.
vikniksor
Цитата(kusnez @ 8.1.2017, 22:35) *
Отличная дискуссия, спасибо!
И учебники истории и официальная её версия очень медленно и мелкими штрихами, но будут меняться и меняются в направлении современных профессиональных исторических исследований.

Ну а если возвращаться к Борису и Глебу, то самая логическая на сегодняшний версия выглядит так. Вообще чувство логики - это самое главное, чем должен обладать профессиональный историк. То есть должно быть умение из 10 фактов составить логическую цепочку, может быть даже и две, но обе логические.
Итак, самая логичная версия:
Владимир незадолго перед смертью объявляет, что вопреки всем традициям, наследует ему сын Борис. Против этого решительно возражает самый старший сын Святополк. За что попадает в тюрьму. Так же сильно возражает Ярослав Новгородский. Владимир собирает войско, назначает скорее всего Бориса командовать им и готовится к походу на Ярослава, но в этот момент умирает. Вместе с Борисом в городе находится и малолетний Глеб. Но Борис по некоторым намёкам явно не пользуется уважением киевлян и они не хотят воевать за него. Поэтому, кстати, братьев потом и похоронят не рядом с отцом, а в Вышгороде, да так, что почти лет на 50 про них никто и не вспоминал. Далее Киев захватывает некто , чьё христианское имя было Пётр. Это происходит в том же 1015 году.Это мог быть кто угодно, брат Владимира Сфенг, если это реальный персонаж. Он больше всех имел прав на престол. В конце концов это мог быть даже Святослав Древлянский. Если он тоже существовал в реальности. Убил ли братьев этот Пётр или это сделали сами киевляне - мы это никогда уже не узнаем. Но под шумок Святополк бежит в Польшу к тестю Болеславу. У того руки заняты войной с немцами и с поморскими славянами, так что пока помочь родичу он не может. Пётр печатает свои монеты, помогает Византии подавить бунт в Крыму, но тут к Киеву подходят войска Ярослава. Происходит битва, Ярослав побеждает, Пётр исчезает навсегда. На дворе осень 1916 года. Дальше уже немного проще, больше информации. Ярослав отправляет послов к императору СРИ Генриху Второму и договаривается о совместном нападении на Польшу. Генрих нападает, но ничего особо не добивается. Ярослав тоже идёт войной, но как - то тоже ни о чём. Генрих заключает договор с Болеславом, последний признаёт себя вассалом. После этого, в 1018 году польское войско, усиленное немецкой пехотой и конницей венгров и печенегов, идёт войной на Ярослава. В битве тот разбит и бежит. Поляки летом 1018 вступают в Киев, грабят его, забирают пленных и через пару месяцев возвращаются обратно. Святополк остаётся править . К городу в 1019 году подходят войска Ярослава, происходит битва и со страниц истории пропадает Святополк. Вкратце так.
tigun
Цитата(vikniksor @ 9.1.2017, 11:13) *
А что объяснять? Иметь много жён у князей - это общеславянский обычай. Об этом говорят многие иностранные источники. Например, у польского князя Мешко, принявшего, кстати, христианство, тоже было много жён. 8 вроде, уже точно не помню, причём немецкий хронист прямо пишет, что это славянский обычай. У великого князя Святополка, умершего в 1113 году, было 2 официальные жены и сам он был рождён неизвестно от кого. По крайней мере единственная официально известная жена его отца, немка, кстати, по происхождению, не была его матерью. У Владимира тоже, кстати, было куча жён, а количество детей, если верить источникам, просто зашкаливало. Титмар, например, пишет о том, что в 1018 году поляки захватили в Киеве мачеху Ярослава и 9 его сестёр.


Вы намеренно уходите от ответа на конкретный вопрос, ввиду того, что ещё у Вас не определилась версия, или не придаёте особое значение бракосочетанию монархов Руси на членах семей ведущих господствующих домов Европы и Причерноморья и следствиям, которые исходили после указанной процедуры на Руси?
vikniksor
Цитата(tigun @ 9.1.2017, 19:08) *
Вы намеренно уходите от ответа на конкретный вопрос, ввиду того, что ещё у Вас не определилась версия, или не придаёте особое значение бракосочетанию монархов Руси на членах семей ведущих господствующих домов Европы и Причерноморья и следствиям, которые исходили после указанной процедуры на Руси?

У Вас штиль написания такой высокородный, я его не понимаю. Я Вам прямым текстом ответил на Ваш вопрос и я не понимаю, что в моём ответе не так. Что значит монарх в Ваших устах? По мне этот титул скорее надо к царям применять, а Вы судя по всему готовы и к племенным вождям. Вроде на "на членах семей ведущих господствующих домов Европы" до Петра Первого особо не бракосочетались. Были некоторые прецеденты, но единичные, думаю, что не больше пары десятков и то больше на всяких там Венгриях, Швециях да Даниях. Это много? Браков наших князей и княжон с половцами было может и поболее. И что с того?
На тему "Почему Владимир принял христианство?" есть множество работ, читайте, делайте выводы. Могу сказать, что судя по всему киевляне не сильно то влюбились в Анну, если её детей во всех ранних источниках приписывали некой болгарке. Борис и Глеб, судя по тому, что их культ был и в Византии, скорее всего были её сыновьями, но, например, Википедия сомневается были ли у неё вообще дети. Так что это весьма спорный вопрос. А про её смерть написано так вскользь и безо всяких эпитетов. Так что в том обществе она осталась не сильно заметна.
tigun
Цитата(vikniksor @ 9.1.2017, 19:26) *
У Вас штиль написания такой высокородный, я его не понимаю. Я Вам прямым текстом ответил на Ваш вопрос и я не понимаю, что в моём ответе не так. Что значит монарх в Ваших устах? По мне этот титул скорее надо к царям применять, а Вы судя по всему готовы и к племенным вождям. Вроде на "на членах семей ведущих господствующих домов Европы" до Петра Первого особо не бракосочетались. Были некоторые прецеденты, но единичные, думаю, что не больше пары десятков и то больше на всяких там Венгриях, Швециях да Даниях. Это много? Браков наших князей и княжон с половцами было может и поболее. И что с того?
На тему "Почему Владимир принял христианство?" есть множество работ, читайте, делайте выводы. Могу сказать, что судя по всему киевляне не сильно то влюбились в Анну, если её детей во всех ранних источниках приписывали некой болгарке. Борис и Глеб, судя по тому, что их культ был и в Византии, скорее всего были её сыновьями, но, например, Википедия сомневается были ли у неё вообще дети. Так что это весьма спорный вопрос. А про её смерть написано так вскользь и безо всяких эпитетов. Так что в том обществе она осталась не сильно заметна.

Очень жалко, что Вы не знаете вопроса, на который пытаетесь ответить.
Текст Вашего ответа не прямой, извините, а кривой, что говорит о том, что основных вопросов истории, движущей силы исторического процесса Вы не понимаете, Вы говорите не своими мыслями (которые ни к месту), а чужими.
Но всё в Ваших руках. Нумизматика, сфрагистика и металлопластика этого замечательного периода даст ответы и Вы ещё всем дадите фору

Извините, что отнял у Вас время.
С уважением, tigun.
SolAV
Букв много, не осилил. По поводу и факту знакомился с помощью учебника для ВУЗов от Милова. http://royallib.com/book/milov_leonid/isto..._XVII_veka.html
Осмелюсь рекомендовать, человек ответственный и достойный трудами.
vikniksor
Цитата(tigun @ 9.1.2017, 22:43) *
Очень жалко, что Вы не знаете вопроса, на который пытаетесь ответить.
Текст Вашего ответа не прямой, извините, а кривой, что говорит о том, что основных вопросов истории, движущей силы исторического процесса Вы не понимаете, Вы говорите не своими мыслями (которые ни к месту), а чужими.
Но всё в Ваших руках. Нумизматика, сфрагистика и металлопластика этого замечательного периода даст ответы и Вы ещё всем дадите фору

Извините, что отнял у Вас время.
С уважением, tigun.

Я не понимаю вопроса, а не не знаю ответа, точнее своего варианта ответа, поскольку никто не знает точно, а какой же ответ правильный. Очень жалко ©, что Вы этого не поняли, учитывая, что я именно так и написал прямым текстом, а не так, как Вы, завуалировано и через логарифм, спрашиваете. Сформулируйте вопрос правильно - получите ответ.
vikniksor
Цитата(SolAV @ 9.1.2017, 23:59) *
Букв много, не осилил. По поводу и факту знакомился с помощью учебника для ВУЗов от Милова. http://royallib.com/book/milov_leonid/isto..._XVII_veka.html
Осмелюсь рекомендовать, человек ответственный и достойный трудами.

Уже после этих фраз
Цитата
В нем рассказывается о появлении в этой части Восточной Европы варягов — военных дружин жителей Скандинавии (норманнов), взимавших дань с восточнославянских племенных союзов кривичей и словен и соседних с ними угро-финских племен — мери и чуди.

Цитата
Из Скандинавии прибыли по приглашению с дружиной три брата — варяги. Старший из них — Рюрик — сел князем племенном центре словен в районе будущего Новгорода и стал родоначальником правившей затем в России княжеской династии.

могу посоветовать то, что советовал профессор Преображенский - "в печку". Единственный плюс, что автор не пишет про Новгород, который в то время просто не существовал.Блин, даже немцы считали Рюрика ободритом, как указано в средневековой мекленбургской генеалогии, про которую историки стараются и не вспоминать. А вообще для Скандинавии сказать, что там был король по имени Рюрик, это всё равно что сказать, что в Киеве правил князь по имени Казимир. Ну хоть автор не пишет, что варяги и викинги это одно и тоже, и то хорошо. Хотя, может он так и думает.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.