bagrov-vnuk
Памяти свободного металлопоиска посвящается


История одной медали
Мистерия

Дайте мне магнит, и я отыщу иголку в стогу сена…
bagrov-vnuk





1

Дверь с шумом распахнулась, и на кухню вбежал мальчуган лет семи. Полным восторга голосом он с порога закричал:
- Мама! Мама! Завтра на Горелом поле кладоискатели слет устраивают! Отпустишь меня?! Ну, пожалуйста…
- Если дед с тобой пойдет – отпущу.
Женщина стояла у массивного круглого стола и раскатывала пустой бутылкой большую лепешку из теста.
- А дед то где? – спросил Вовка - так звали мальчика.
- На охоте…
- На какой охоте? Ведь у него и ружья то … - он не успел договорить слово “нет”, так как в этот момент пол под ногами подпрыгнул и одновременно с глухим громким хлопком из щелей между половыми досками ударили фонтаны пыли, которая стала медленно оседать на раскатанное тесто.
- Что ты наделал, старый черт! – неизвестно кому закричала мать Вовки.
В это время крышка подпола немного приоткрылась, и из образовавшейся щели раздался продолжительный кашель с облачками вылетающей пыли, а потом дедушкин тихий голос попросил у внучка помощи выбраться на “свет божий”. Сказал, что сам он малость контужен.
Вовка помог деду вылезти, а когда взял у того из рук обрубок дымящейся водопроводной трубы, то сразу отдернул руку – еще не остывший самопал со звоном упал и покатился по полу…
- Эх, дед! Засунуть бы тебе эту трубу в одно место, да пока горячая! – сказала женщина, сгребая испорченное тесто в чугунок для поросят.
- Опять ушла крыса! – только и сказал дедушка.

2
О дедушке… - старенький, щупленький и порой, до невозможности живенький. Сам он был родом из Белоруссии, а войну заканчивал под тогдашним Кенигсбергом. С фронта вернулся с единственной медалью “За боевые заслуги”, которую получил за проявленную смекалку во время боевых действий.
Весной сорок пятого, рота в которой служил дед, сумела захватить немецкий танк “тигр” из 103-его танкового батальона дивизии “Мертвая голова”, пытавшегося вырваться из окружения с территории Восточной Пруссии.
У немцев видимо кончились боеприпасы и горючее, поэтому они заперлись в танке, а на удары стальными тыльниками трехлинеек о броню не реагировали – может еще надеялись на помощь своих.
С задором застучали пехотные топорики – только щепки летят! Через полчаса над кучей нарубленного сушняка торчала только башня танка, на которой с одной стороны был нарисован крест, а с другой эмблема в виде красной лошади.
Пока кидали жребий кому поджигать, из штаба пришел приказ брать фрицев только живьем. Есть подозрение, что внутри танка прячется сам генерал-майор.
А у деда нашего с утра расстройство на почве переедания гороховой похлебки… С шутками, да прибаутками приподняли бойцы своего боевого товарища и прислонили к дульному срезу “тигра”. ” Залп” был дан всего один, но затяжной.
Хорошо, что немцы народ культурный, даже поняв, что их собираются сжечь заживо, никто на нервной почве не закурил “по последней” и тем самым спасли жизнь и себе, и тем, кто был снаружи. Да и как можно закурить в присутствии самого генерала!
Почти сразу люки танка пооткрывались и из них, жадно глотая воздух, стали выползать немцы. Бесчувственное тело генерала извлекли через нижний люк.
Вот так два котелка гороховой солдатской похлебки и боевая смекалка смогли сделать больше чем три разведгруппы, посланные для поимки генерала!
Поначалу деда хотели представить к ордену Красной звезды, но узнав все тонкости дела, решили ограничиться медалью “За Боевые заслуги”.

3
Выживший после русского плена генерал в своих запутанных и зачастую противоречивых мемуарах много писал о нарушении Женевской конвенции, а именно об использовании противником отравляющих веществ; о поругании чести офицерского мундира и о позоре, преследовавшим весь его знатный род. Сетовал на Гитлера, который за подобное ранение на фронтах Первой Мировой был награжден железным крестом первой степени, а генерал-майора даже не отметили знаком за ранение. Заканчивал он свои воспоминания и вовсе непонятной фразой, из-за которой, по всей видимости, и был запрещен к публикации в послевоенной Германии. Фраза звучала так:
“Победить Россию можно только в поддавки, но никогда не садитесь с ней за партию в шахматы…”
4
Когда дед окончательно пришел в себя Вовка поведал ему о предстоящем слете и уже не просящим, в свете последних событий, а утвердительным тоном заявил, что завтра они обязательно будут там.
- А мы что!? С голой задницей туда попремся!? Нам-то как без прибора? Смотреть только будем, как другие злато да серебро выкапывают? – возмутился дед.
Внук заметил огонек в дедовых глазах. Последний раз он смотрел так то на Вовку, то на разгорающуюся, на фоне черного неба, трансформаторную будку. Это был прошлогодний результат обучения ночной стрельбе из рогатки на слух.
- Ладно, утро вечера светлее - ложись спать, внучек, а я, глядишь, что-нибудь придумаю, - сказал дед и вышел из комнаты внука.
5
Полночи провел дед в своем сарае, который при нем можно было называть не иначе как “мастерской”. Один раз куда-то надолго отлучался, прихватив с собой видавшую виды деревянную лестницу, на которую даже китайский циркач вряд ли согласился бы влезть.
6
- Вставай, внучек! Все сокровища без нас городские выкопают. Как говориться “кто раньше встает”…
- Деда, ты что, прибор сделал! – у мальчика сон как рукой сняло.
- А-то-гляди!
Дедушка указал на, лежащую на полу, большую развернутую шахматную доску. К ней были приделаны четыре колесика от давно сломанной Вовкиной машинки. К доске дед прикрутил шурупом белую фигуру шахматного коня, к которому был привязан довольно длинный кусок толстой рыболовной лески.
- Я видел их приборы. Они совсем не такие, – немного опечалился в голосе внук.
- Какая разница как выглядит – главное, как и, что работает. Ты досочку то переверни.
Мальчик спрыгнул с кровати, подбежал к доске и поднял ее за край. Прибор оказался намного тяжелей, чем ожидал Вовка. Все дело было в огромном магните, который был закреплен снизу.
- Все гениальное – просто! – сказал дедушка – ты тянешь прибор за лесочку и где он притормозит, там и лежит наш сундучок! Заживем тогда…
Дед мечтательно зажмурил глаза.
- Я сразу себе куплю…
- Деда, давай собираться уже. Ты ведь сам учил “Не дери шкуру с неубитого медведя, дери с мертвого”.
С кухни раздался голос мамы:
- Кладоискатели, корзинка с едой на столе. Воду в кринице по пути наберете. Ванька, деду пива пить не давай! Все, я ушла на смену. Буду поздно.
Было слышно, как хлопнула дверь.
- Деда, а ты медаль наденешь?...
- А почему нет. Может она нам удачу принесет.
7
Все важные события в городе передавались через местный громкоговоритель, который висел на высоком столбе около здания администрации. Организаторы слета предлагали разные способы оповещения общественности о предстоящем мероприятии; об увеселительной программе; всевозможных конкурсах и о бесплатной кружке пива каждому достигшему 18-летнего возраста, но глава города уверил их, что то, что висит у них на улице это настоящий ГРОМКОговоритель, его еще во время войны немцы установили и, что слышно его не только в городе, но и в ближайших селах.
- Так что запасайтесь пивом, чтоб народ не обидеть.
На этой фразе, сказанной главой города, и закончились переговоры сторон.
8
Но ничего из обещанного мэром на следующее утро не произошло. В семь часов никто не был разбужен громкой праздничной музыкой, информацией о слете на Горелом поле и само собой, о кружке бесплатного пива.
Как выяснилось, ночью какие-то вандалы вывели из строя точку эфира, изъяв из динамика магнит. Местный электрик авторитетно заявил, что для того чтобы достать такой же, надо снова “идти на Берлин”.
- Да и не факт, что найдем подходящего размера, - подытожил он.
Поэтому, когда дед с Вовкой пришли на Горелое поле, основную массу собравшихся там людей составляли сами искатели. Среди множества расставленных палаток одна была больше других, и на ней крупными буквами было написано ШТАБ. У штаба стоял организатор слета и приехавший из города первым мэр.
- Я слово дал - я слово сдержу! – говорил мэр – Я отправил три машины ППС колесить по всему городу и через матюгальники созывать народ. Еще я распорядился, чтоб выдали три 66-х газона для скорейшей доставки людей к месту. А тех, кто сломал наш громкоговоритель, мы обязательно поймаем и накажем. Вот и первая машина с людьми, - и мэр показал рукой в поле, по которому, сильно пыля, мчался грузовик.
- Деда, я маме про пиво ничего не скажу, если ты пойдешь со мной в штаб и попросишь разрешения участвовать в поиске, – сказал Вовка.
- Считай, уже договорились, внучек, - засуетился дед, и они пошли разговаривать с организатором.
Командир слета высоко оценил дедово изобретение и дал добро на участие в поисковых работах, а также сообщил, что за лучшую находку дня назначен приз – профессиональный металлодетектор! Что подумал на самом деле тот человек – неизвестно.
Народ постепенно подтягивался, и когда в десять часов утра в небо взмыла зеленая ракета означавшая старт, у бочек с разливным пивом уже стояла очередь.
- Петрович, здоров! – окликнул кто-то деда.
- Давай к нам, мы тебя как ветерана без очереди пропустим, - снова позвали его знакомые из очереди.
- Внучек, ты начинай без меня, а я тебя потом догоню. Мы тут со старыми друзьями немного побалакаем.
- Хорошо, деда. Но только ты не долго, - ответил внук.
9
Многие искатели приехали целыми семьями. Они стали медленно расползаться по полю. Вовка удивился, увидев, что не только мужчины, но и женщины держали в руках детекторы. Неожиданно он услышал у себя за спиной девчачий голос:
- Папа, смотри! Какой большой мальчик, а играет как маленький – с машинкой на веревочке.
Вовка ничего не ответил, но для себя решил, что пойдет в ту часть поля, где почти никого не было. Навстречу ему попались двое: один был одет во все целиком зеленое, а куртка второго была в крапинку.
- Пойдем отсюда к лешему! – сказал “зеленый” товарищу – Ни черта здесь нет, а помехи как возле коллайдера!
Что такое коллайдер Вовке было невдомек, но вот то, что “зеленый” передал “пятнистому” согнутую папироску – для себя отметил, потому что помнил, как мать говорила про деда, что тот последний человек на свете, кто курит “козьи ножки”.
“Пятнистый” глубоко затянулся, а когда увидел Вовку, а точнее сказать то, что он тянул за леску, глаза его округлились и мальчугану показалось, что если тот сейчас не выдохнет, то дым повалит у него из ушей. Прокашлявшись и вернув папиросу товарищу, он сказал:
- Пацан, ты хоть представляешь, что у тебя за прибор! Какие тут алгоритмы и комбинации завязаны! Ты самому дорогому прибору сто очков фору дашь!
- Сам придумал или подсказал кто? – спросил второй.
Потом он тоже затянулся кривой папироской и, начав кашлять, стукнулся об оранжевую ручку воткнутой рядом лопаты, да так сильно, что та на полтора штыка ушла в землю.
Смеялись все трое. Вытерев слезы, Вовка ответил:
- Это мой дедушка смастерил.
- Смекалистый он у тебя. Береги его, - с этими словами пластиковая ручка лопаты, за которую “пятнистый” пытался ее выдернуть, треснула и осталась у него в руке.
- Ну, раз дед у тебя с головой – значит, ручку какую-нибудь приделает, а то я смотрю, у тебя и лопаты то нет.
С помощью второй лопаты извлекли из земли поврежденную, но вполне пригодную для работы вторую лопату.
- Держи на память. Кладовых зарубок пока нет, но может у тебя появятся, - сказал “зеленый”, протягивая “безрукий” фискарс.
- А это от меня, - “пятнистый” опустил руку в глубокий карман куртки и, пошарив там, сначала достал пачку жевательной резинки, а затем головоломку.
- Я знаю – это кубик-рубик! – сказал Вовка – У нас рыжий в школу такой приносил, но никто собрать не смог. Только учитель физики вместе с учителем математики за неделю одну сторону сложили.
- Ну, ладно. Удачи в поиске! В конце дня еще, наверное, увидимся, - сказал “зеленый” и после этих слов Вовка пошел в одну сторону, а его новые знакомые в другую.
На доске тем временем кипела жизнь – на нее приземлялись стрекозы, которые взмахами больших крыльев сгоняли мух с занятых теми клеток, и это выглядело как игра насекомых по правилам известным только им одним.
Потом Вовке надоело жевать резинку, которая стала неприятно приставать к зубам, и он захотел ее выплюнуть, но вспомнив про кубик-рубик, достал его из кармана и прилепил на жевачку к шахматной доске, а воткнутая в головоломку сухая соломинка, заменившая пушку, превратила всю эту конструкцию в настоящий танк. Мальчик стал умело лавировать ”боевой” машиной между пучками травы. При этом он издавал звуки имитирующие работу мощного двигателя, то увеличивая, то сбрасывая обороты. На пути у него оказалась большая кочка. Вовка прикинул крутизну наклона и решил, что справится с препятствием. Когда прибор оказался на самом верху ”горы”, леска неожиданно натянулась. Решив, что доска во что-то уперлась, мальчик дернул сильнее, но та не шелохнулась. Вовка подошел к доске, встал на колени и попробовал сдвинуть ее с места, взявшись рукой за прикрученную фигуру коня. Казалось, что шахматное поле приросло к земле! Когда он убрал руку, то увидел, что белый шахматный конь поменял свой цвет на красный.
Вовка посмотрел на свою ладонь – пальцы были в крови. Это леска порезала ему руку, когда он пытался сдернуть с места доску.
- Внучек, что случилось!? Ты где так порезался? – спросил неожиданно появившийся дед, и пока он носовым платком привязывал к Вовкиной ладони лист подорожника, мальчик рассказал ему, как было дело.
Дед подошел к доске и попробовал оторвать ее от кочки. Потом, ухватившись за край покрепче, он резко дернул. Доска с хрустом оторвалась от земли, при этом сложилась и больно прищемила ему пальцы. Магнит остался лежать на прежнем месте.
Поразмяв ушибленную руку, дед взял лопату и с размаху ударил в бок кочки. Раздался громкий металлический звук, и отлетевший кусок дерна оголил кусок железа.
- На сундук вроде не похоже, но на металл сдать можно. Интересно, насколько там потянет? – сказал дед и принялся за работу.
Первыми к ним подошли “зеленый” и “пятнистый”. Они молча положили детекторы, и стали помогать деду копать. Появились еще несколько парней, потом еще и каждый, без лишних расспросов вставал рядом и начинал рыть землю.
Через полчаса всем кто был на поле, стало ясно – НАШЛИ! Энергетика, исходившая от места, куда все больше скапливался народ, была настолько мощной, что те, кто находился на удалении, переходили с ходьбы на бег, бросая свои детекторы в траву. Бежали, наступая на преславутые фишеры, гарэты и майнлабы…
Копали без слов, как будто боялись, что разговорами можно спугнуть ТО, что открывалось, а точнее отрывалось их взору. Словно ЭТО как подводная лодка может погрузиться обратно под землю и затеряться там навсегда.
Еще через полчаса огромная башня немецкого “тигра” была полностью откопана. Первым нарушил нависшую тишину дед:
- Братцы! Это же он! Тот самый! Вот она красная лошадь! – и он стал рукавом оттирать от земли нарисованную на башне эмблему 103-его танкового батальона – шахматную фигуру коня красного цвета.
Над полем разнеслось ликующее ура. Люди обнимались и радовались как дети, целовали взасос чужих жен, подбрасывали в воздух то деда, то внука, то обоих одновременно.
10
Сарафанное радио это вам не громкоговоритель – его вывести из строя невозможно. В скором времени прибыла машина с саперами, и танк был оцеплен. Всех гражданских отвели на безопасное расстояние. Приехали телевизионщики, среди которых был микроавтобус немецкого телеканала ZDF. Потом майору инженерно-саперных частей представили нашего дедушку, и как нашедшего, и как больше других знавшего о найденном танке.
Дед был очень взволнован, его слова и мысли путались и плохо вязались между собою.
- Да я с ним! Да он во мне! – не унимался дед, нес что-то про сжигание красного коня и другую, как показалось саперу, чушь.
В конце концов, майор понял, чего хочет дед, а хотел он получить право первым спуститься в люк танка. Все многочисленные присутствовавшие единодушно поддержали законное желание ветерана.
Надо заметить, что к моменту этого разговора саперы уже осмотрели танк внутри и ни экипажа, ни боезапаса обнаружено не было. Майору это тоже было известно, поэтому он пропустил деда с внуком за оцепление и все трое направились к танку.
Саперы помогли деду взобраться на башню и, держа аккуратно подмышки, опустили его в люк.
- Как же вы его нашли? – спросил Вовку майор.
- Это все дедушка придумал…
Он уже собрался рассказать о самодельном приборе, как вдруг – земля под ногами вздрогнула, и оглушительный страшной силы грохот разрезал все вокруг! Прямым попаданием фугасного снаряда микроавтобус немецкого телеканала ZDF был полностью уничтожен. К счастью никто из людей не пострадал, если не считать контузию всего саперного отделения.
Когда деда вытаскивали из люка, он пытался что-то объяснить, а скорее всего, извиниться, но понять его было невозможно, так как в момент выстрела он от испуга проглотил вставные челюсти – и верхнюю, и нижнюю. С сильными болями в животе его на дежурившей у оцепления скорой отправили в ближайшую больницу.
11
В этой, казалось бы, невероятной истории всему можно дать логическое объяснение. То, что немцы не предъявили никаких претензий из-за взорванного микроавтобуса объясняется снятыми ими кадрами, которые стоят куда дороже, чем их подержанный мерседес. То, что танк оказался на территории современной Белоруссии связано с попытками февральского прорыва 45-ого, когда рота “тигров” дивизии ”Мертвая голова” вырывалась из Восточной Пруссии. Можно догадаться почему проктолог местной больницы, скорее всего, никогда не выйдет из психиатрической лечебницы – перед осмотром больного его никто не предупредил, что дед проглотил вставные челюсти…
Загадкой остается одно – когда дым и пыль от выстрела рассеялись, на земле, рядом с башней лежал кубик-головоломка, все цветные стороны которого были собраны в правильном порядке.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Все принимавшие участие в раскопках танка в назначенный день были приглашены в военно-исторический музей. Под радостные возгласы и аплодисменты на смотровую площадку музея своим ходом въехал свежевыкрашенный “тигр” на одной стороне которого был крест, а на другой – шахматная фигура коня красного цвета. Стоя перед танком, организатор того памятного слета торжественно вручил Вовке и деду обещанный приз – профессиональный металлодетектор.
В глазах у деда горел знакомый огонек – он уже знал, куда они завтра же отправятся с внуком, но это уже совсем другая история…