Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Кинжал Кавказ
Поиск 32. Брянский Исторический Форум > Общий раздел > Антиквариат, предметы коллекционирования, находки
kusnez
Помогите с атрибуцией.
Материал серебро, клейм нет. Скань чернь, резьба
Клин без клейм.
Общая длинна в районе 50см.



kusnez
***

lom
думается заказной казак,все уважающие себя мастера Северного Кавказа- не Закавказье(две пуговицы рельефных) били ударным клеймом по горячему и все-равно остатки клейма были бы видны как бы не был клин почищен,а вот для казаков делали без клейм,чтобы он мог себе заказать травленку и дорогой серебрянный убор по моде или уставу,
поэтому как правило такие камы не имеют ярко выраженного национального признака.
Посмотри на отражения света возле пятки,если сеть неровности-травленка-могло быть сполировано после октябрьского переворота,общеизвестная практика -пару шт таких попадалось-клин мог стоять ЗОФовский или закос под него-таких было еше больше чем уставных всех размеров и видов.Только в одном 1901 году по приказу наказного атамана Уманской и Лабинской военно-ремесленным школам отпустили по 500 шашечных и 600 кинжальных клинков "с целью дать им практику в обделке холодного оружия,необходимого для продажи казакам.Вот тут и старались кто во что горазд какие только навороты не попадаются в украшении,ни к одной школе их нельзя отнести,хотя многие камы смотрятся очень богато,для богатых казаков старались.

Виды и отличия кинжала Камы:

Каждый народ и народность имели свои разновидности кинжала:
- азербайджанские - кинжалы отличаются от армянских главным образом орнаментом, исполненном как на самих клинках, так и на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.
-армянский - отличается от кавказского кинжала вытянутой головкой черена, имеющей форму восточной арки. Армянские кинжалы отличаются от общекавказских лишь в деталях. Так, удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путем вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы — перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях — высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой.Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.
-грузинский - с более широким, чем у других народов, и коротким клинком. Приклад металлический или серебрянный.Грузинские кинжалы наряду с кинжалами обычной общей формы имеют и особую форму: клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
- дагестанский - головка черена сильно вытянута, как и у армянского.Дагестанские кинжалы по праву считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся за его пределами как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению. В этом отношении вполне заслуженно стоит на первом месте кубачинская группа оружия.
-Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по так называемому лезгинскому образцу — однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки т.н. казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, ее головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента — тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком, причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения К. аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
-хевсурский - разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом.Хевсурские кинжалы имеют обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.
kusnez
Сегодня в продаже на рынке РФ есть вот такой кинжал.
Очень похоже, что это работа одного мастера.


kusnez
И этот апробирован (1908-1917гг.) Донское пробирное клеймо, неизвестный мастер "АМ"

lom
Это работа отходняков-отходники сидели во всех крупных городах(Тифлис,Владикавказ,Ростов)без клейма -это общаковская работа и концов тут не найти никогда,
в лучшем случае куст ремесленников вычислишь-только на ценообразование, это никак не влияет-это не Осман Омаров,хотя и не дешевый,
при покупке кинжала одетого полностью в серебро требовалось выплатить достаточно серьезный налог в пользу того самого общества где он проживал. Конечно в большей степени подобные дорогие кинжалы были как бы парадными, их практически не применяли в условиях войн, их цель была несколько иной. Такой кинжал на поясе у собеседника говорил о его высоком положении в обществе, его благосостоянии, и в купе с другими элементами снаряжения он выступал некой деталью представительского класса.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.