IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Фильмы о Дулаге 142, Документальная кинокритика
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 21:52
Сообщение #1


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



В понедельник 22-го ноября на телеканале "Звезда" состоялась премьера документального фильма из цикла «Освободители»: «Брянск. Они не пропали без вести». Центральное место в его сюжете занимает лагерь Дулаг 142. Съёмочная группа работала в Брянске в середине мая этого года. В целом впечатления от фильма неплохие, радует профессиональный технический подход группы к съёмкам и внимание продюсеров к нашему региону. Контент доступен к просмотру на официальном сайте телеканала:

https://tvzvezda.ru/schedule/films-online/2...1422-ogzBB.html

К сожалению, в фильм попал ряд ляпов и непроверенная информация. Разберём их отдельно.

Сообщение отредактировал Blackwood - 24.11.2021, 21:55
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 21:57
Сообщение #2


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



1) В официальной аннотации на сайте телеканала «Звезда» называются неверные временные рамки работы лагеря: «сентябрь 1942 – сентябрь 1943».

Верные временные рамки: середина октября 1941 – начало сентября 1943.

2) Начало фильма: «В конце сентября 1943 года сразу после освобождения Брянска танкист полковник Пётр Сузик получил приказ: организовать пункт ремонта военной техники. С группой бойцов полковник направился на окраину города в посёлок Урицкий».

Первой воинской частью, занявшей территорию бывшего лагеря после освобождения города был Центральный бронетанковый склад № 2707. Основная функция части: обеспечение бронетанковых войск запчастями для ремонта боевой техники (приёмка, хранение, отправка); непосредственно ремонтом техники подразделение на данном этапе не занималось. На момент вступления в должность начальника ЦБТС № 2707 и прибытия её в Брянск П.П. Сузик являлся майором, а не полковником. Для базовой подготовки территории бывшего лагеря под перебазировку ЦБТС передовая команда части прибыла в Брянск из-под Борисоглебска лишь в октябре/ноябре 1943 года; по воспоминаниям бывшего военнослужащего части В.Д. Шибкова, это была группа солдат во главе со ст. лейтенантом Брагиным. Само подразделение переехало в пос. Урицкий в период с середины по вторую половину декабря 1943 года. Прямых воспоминаний П.П. Сузика от первого лица не сохранилось и факт его пребывания на территории бывшего лагеря именно вместе с передовой командой части в октябре/ноябре 1943 года на данный момент не имеет достаточного подтверждения.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 22:01
Сообщение #3


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



3) На 1:30 в очередной раз транслируется неоднозначная подача количества жертв Дулага 142. Считаю, что этот вопрос необходимо подавать аккуратно и с оговорками, тем более на федеральном уровне. Цифры в 40 000 человек умерших и 80 000 человек прошедших через лагерь происходят из акта чрезвычайной городской комиссии по расследованию злодеяний и нанесённого ущерба немецко-фашистскими захватчиками от 16.11.1943; однако там же существует важная приписка, которую все предпочитают опускать. Приписка эта говорит о том, что приведенные цифры сложились из «грубых подсчётов» неких врачей, находившихся в лагере, т.е. не могут быть объективными и системными. Актов эксгумации нет; достоверные документальные статистические данные по лагерю отсутствуют. По сути, из реальной статистики сейчас у нас есть только обрывочные сведения из внутренних немецких отчётов за отдельные периоды. В итоге данные о количестве жертв Дулага 142 очень сильно разнятся; а полноценной эксгумации лагерного захоронения с целью точного подсчёта трупов узников до сих пор не производилось и пока не планируется. Это не означает, что цифру 40 000 не стоит транслировать вообще – но означает, что важно оговаривать общий диапазон жертв исходя из всех известных источников, иначе подход получается не научный.

Про общий диапазон жертв можно прочесть здесь в Сообщении №3: http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=24588

Сообщение отредактировал Blackwood - 24.11.2021, 22:04
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 22:16
Сообщение #4


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



4) На 8:60 при рассказе о коменданте Дулага 142 майоре Мартине Вайзе зрителю последовательно демонстрируют два фотоснимка немецких офицеров СС, не имеющих отношения к реальной персоне Вайзе.





Причём, на поверку оказывается, что на снимках два разных «человека». Сначала подумалось, что они там просто условно для видеоряда; но это именно ошибка редакторов. Дело в том, что на первом снимке не кто иной, как комендант лагеря смерти Дахау Мартин Вайс – почти тёзка Мартина Вайзе. Т.е. картинку оперативно загуглили по имени, но проверить по контексту не удосужились. А следом за ним идёт другой комендант Дахау, Эдуард Вайтер; их снимки часто висят рядом на информационных ресурсах о Второй мировой. Отметим, что съёмочной группе был предоставлен реальный документально подтверждённый снимок Вайзе, хоть и не очень хорошего качества.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 22:26
Сообщение #5


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



5) На 12:10 «Где именно похоронены узники Дулага и сколько их лежит в земле никто не знал. Долгое время здесь находилось закрытое военное предприятие. На эти вопросы сможет ответить только масштабная поисковая экспедиция».

Просто фиксирую здесь для информации, что таковая полноценная масштабная экспедиция до сих по не проведена. Если объективно: то, что было проделано в этом сезоне можно назвать лишь поисковой разведкой.

6) На 12:33 «До начала этих раскопок считалось, что кладбище на территории бывшего дулага только одно. Как раз в районе памятника, который установили в 60-е годы сами работники завода» … «Однако недавно в ходе прокурорской проверки выяснились новые обстоятельства. Это кладбище не единственное» … «По просьбе Брянской Прокуратуры сотрудники Росреестра провели специальные исследования» … «Мы выехали на данную территорию с использованием точного геодезического оборудования через спутники и с помощью современной техники обнаружили десятки других участков, где зарытые убитые немцами узники лагеря».

До начала раскопок были известны 2 кладбища: основное крупное, которое находится в зоне монумента и второе небольшое внутри кольцевого сектора обкаточного полигона в северной части завода (это материал для отдельной темы). В ходе поисковой разведки на обоих были вскрыты человеческие останки. Никаких документальных, мемуарных, полевых и любых иных достоверных сведений о других захоронениях на данный момент не существует. Сотрудники Росреестра при помощи «точного геодезического оборудования через спутники» установить места захоронений просто не могли физически; только если вынести какие-то заранее оговоренные границы с привязкой к кадастровой схеме, что они и сделали. Геодезическое оборудование непосредственно в поиске границ захоронений действительно использовалось в начале августа этого года; но эту работу производили частные лица с профессиональным инженерным образованием совместно с Поисковой организацией в целях увязки аэрофотосъёмки с местностью и переноса ряда точек в натуру. Сама поисковая разведка этого сезона не выявила ни одного нового места захоронения на территории завода, кроме уже известных.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Случай
сообщение 24.11.2021, 22:39
Сообщение #6


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 7141
Регистрация: 3.1.2011
Из: г. Брянск
Пользователь №: 1213



Цитата(Blackwood @ 24.11.2021, 22:26) *
5) На 12:10 «Где именно похоронены узники Дулага и сколько их лежит в земле никто не знал. Долгое время здесь находилось закрытое военное предприятие. На эти вопросы сможет ответить только масштабная поисковая экспедиция».

Просто фиксирую здесь для информации, что таковая полноценная масштабная экспедиция до сих по не проведена. Если объективно: то, что было проделано в этом сезоне можно назвать лишь поисковой разведкой.

6) На 12:33 «До начала этих раскопок считалось, что кладбище на территории бывшего дулага только одно. Как раз в районе памятника, который установили в 60-е годы сами работники завода» … «Однако недавно в ходе прокурорской проверки выяснились новые обстоятельства. Это кладбище не единственное» … «По просьбе Брянской Прокуратуры сотрудники Росреестра провели специальные исследования» … «Мы выехали на данную территорию с использованием точного геодезического оборудования через спутники и с помощью современной техники обнаружили десятки других участков, где зарытые убитые немцами узники лагеря».

До начала раскопок были известны 2 кладбища: основное крупное, которое находится в зоне монумента и второе небольшое внутри кольцевого сектора обкаточного полигона в северной части завода (это материал для отдельной темы). В ходе поисковой разведки на обоих были вскрыты человеческие останки. Никаких документальных, мемуарных, полевых и любых иных достоверных сведений о других захоронениях на данный момент не существует. Сотрудники Росреестра при помощи «точного геодезического оборудования через спутники» установить места захоронений просто не могли физически; только если вынести какие-то заранее оговоренные границы с привязкой к кадастровой схеме, что они и сделали. Геодезическое оборудование непосредственно в поиске границ захоронений действительно использовалось в начале августа этого года; но эту работу производили частные лица с профессиональным инженерным образованием совместно с Поисковой организацией в целях увязки аэрофотосъёмки с местностью и переноса ряда точек в натуру. Сама поисковая разведка этого сезона не выявила ни одного нового места захоронения на территории завода, кроме уже известных.

Спасибо, Паш, за разъяснение! А то я был удивлён сей информации.


--------------------
Поставьте точку после тех, кто уйдет, чтобы имя тех, кто придет, было с большой буквы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 22:49
Сообщение #7


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



7) С 24:33 пересказывается сюжет документальной повести И.Л. Афроимова «Город, где стреляли дома». Там в главе «Сердце коммуниста» освещается эпизод, в котором в качестве персонажа фигурирует лагерный врач Д.И. Миминошвили, вовлечённый в брянское подполье. Вот этот отрывок:

«…На другой день встретились с врачом Дмитрием Миминашвили, которого подпольная организация лагеря военнопленных рекомендовала как своего человека. Миминашвили в совершенстве владел немецким языком и слыл другом майора Вейзе, командира карательного батальона «Десна». В отличие от других военнопленных врачей он без всякой охраны ходил по городу.
— Надо достать документ, по которому бы немцы приняли от нас кое-какое «оборудование», — обратился к нему Яков Андреевич.
— Можно сделать, — ответил Миминашвили. — Но кто-то должен сопровождать это «оборудование». Нужен свой человек, желательно немец. — И, подумав, добавил: — Пожалуй, этим немцем могу быть я.
…К складу подкатила машина. За рулем друг Васильева чех Вончек. Рядом с ним Миминашвили в форме обер-лейтенанта.
Солдаты отказались принять ящики, ссылаясь на какой-то приказ. На них не произвела впечатления даже бумага с печатью и подписью майора Вейзе. Тогда Миминашвили категорическим тоном объявил:
— Я не намерен таскаться по городу с этими дурацкими ящиками. — И со злостью сбросил их на землю.
Вечером Миминашвили ушел в отряд имени Кравцова, чех укатил в дальний рейс, чтобы снять с себя подозрение. Яков Андреевич и Васильев с нетерпением ждали полночи. Шесть взрывов прогрохотали один за другим. Склад превратился в груду развалин, пожираемых огнем».


Д.И. Миминошвили это реальный человек, персона для Брянска достаточно известная; после освобождения города возглавлял Здравотдел. Он действительно находился в дулаге в качестве врача и затем ушёл в партизанский отряд им. Кравцова. Существуют несколько его показаний и ряд партизанских документов, в частности личная боевая характеристика за подписью командования отряда. Однако ни в одном из них не освещён эпизод диверсии на станции; как не освещён он и в журналах боевых действий Корюка 532. В партизанских донесениях данный факт также пока не обнаружен. Коварство жанра документальной повести в том, что автор без зазрения совести может легко вплетать в некую исходную документальную канву свой художественный вымысел; и отделить одно от другого порой бывает не просто. Конкретно здесь вызывает сомнение, как человек выраженной кавказской наружности смог выдать себя за немца, ещё и говоря при этом на немецком перед носителями языка. Свет на данный отрывок возможно смог бы пролить личный архив автора книги; но он, насколько это известно, в своё время уехал в Израиль. В любом случае, ссылаться на документальную повесть без наличия реальных дублирующих её документальных источников или хотя бы даже мемуаров, считаю некорректным.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Blackwood
сообщение 24.11.2021, 23:24
Сообщение #8


Хранитель традиций
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2705
Регистрация: 20.7.2011
Из: Брянск
Пользователь №: 5015



8) На 26:18 при рассказе о взрыве Выгоничского т.н. «Голубого» моста, показывают кадры с Сидором Ковпаком и левый видеоряд. При этом, представителю съёмочной группы безвозмездно предлагалась к использованию целая серия реальных, пока ещё неопубликованных снимков взорванного партизанами Выгоничского моста и работ, проводимых немцами по его восстановлению.

9) На 33:30 «Тех, кто мог ещё пригодиться, в конце лета угнали в Германию. Увозили пленных по ЭТОЙ железной дороге».



В кадре демонстрируют глубоко послевоенный тупиковый участок внутризаводской железной дороги, ведущей к цеху поздней постройки. В целом же, не смотря на оснащённость довоенной базы ж/д путями, прямых доказательств об использовании ж/д транспорта для массовой транспортировки пленных непосредственно с территории лагеря нет. Обратные убедительные доказательства именно о пеших перегонах пленных на станцию отправки Брянск II, напротив, имеются.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 28.11.2021, 8:37